«Молодёжная политика» Смольного привела к массовому бегству выпускников из Петербурга?

В исследовании аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza и по данным Росстата Санкт-Петербург оказался одним из самых проблемных регионов в плане безработицы и оттока молодёжи. Люди в возрасте 18-26 лет массово покидают город, а оставшиеся вынуждены зарабатывать на жизнь низкоквалифицированным и даже незаконным трудом: «вебкам» и наркоторговлей.

Причина проблемы кроется в отсутствии продуманной комплексной политики Смольного по поддержке молодёжи. Зачастую решения руководства города в лице губернатора Александра Беглова ударяют как раз по тем сферам, где традиционно задействована молодёжь.

По данным Петростата, на сегодняшний день в городе проживает в 2,3 раза меньше 23-летних петербуржцев, чем 29-летних. Это можно было бы списать на демографическую яму, но экономически развитый Петербург ранее успешно перекрывал её за счёт притока молодёжи как из других регионов, так и стран. Для сравнения, в 2019 году в городе проживало почти 50 тысяч молодых людей 23-х лет, сейчас же этот показатель составляет менее 44 тысяч. В то же время количество 29-летних петербуржцев остаётся прежним.

Аналогично дело обстоит с младшими возрастными категориями – за этот же период число приехавших поступать в ВУЗы молодых людей упало в два раза – 10 тысяч человек в 2019 году против 4,7 тысяч в 2021 году.

Структура безработицы в Петербурге носит следующий характер. Сферы, где требуется высококвалифицированные специалисты, испытывают кадровый голод, например, IT-направление. Они и рады предложить молодёжи места, но молодых специалистов с нужной квалификацией в Петербурге недостаточно.

«Мы как работодатель, вследствие роста объемов работ, в последние годы систематически ощущаем нехватку программистов и инженеров на петербургском рынке труда, привлекаем специалистов из других регионов, в том числе и на проектной основе. Но этот ресурс тоже не безграничен. Вузы не успевают готовить молодых специалистов; кроме того, выпускникам, чтобы полноценно функционировать, требуется опыт, который нужно наработать. Рынок труда в IT-отрасли явно испытывает острый кадровый голод», — рассказал директор департамента организации работ с заказчиками одной из крупнейших петербургских IT-компаний «Газинформсервис» Роман Пустарнаков.

Объединённая судостроительная компания самостоятельно занимается поиском и подбором будущих кадров буквально со школьной скамьи, но молодых специалистов всё равно не хватает.

Ещё одна проблемная наукоёмкая сфера, испытывающая острый недостаток специалистов, – судостроение.

«Мы оцениваем потребность корпорации в инженерах на ближайшие годы — порядка 1100–1200 человек. Именно поэтому кадровые службы ОСК стремятся мотивировать молодых людей еще со школьной скамьи заинтересоваться профессией корабела, на все верфи корпорации распространен профориентационный проект «Царь-плотник», — рассказали в ОСК.

В то же время в Петербурге – дефицит вакансий, требующих менее значительного уровня квалификации, а те работодатели, которые готовы предлагать такие места, не могут установить конкурентные зарплаты.

Так, как один из главных российских туристических центров, Петербург, имел развитую сферу услуг. Но начало эпидемии коронавирусной инфекции внесло свои коррективы, которые усугубились действиями Смольного и зачастую похожей на абсурдную позицией губернатора Беглова по введённым ограничениям.

Например, на сегодняшний день на городские рестораны, кафе и развлекательные центры одновременно распространяются два жёстких ограничения, лишающих бизнес существенной доли прибыли. С одной стороны, посещение заведений разрешено исключительно по QR-кодам, а с другой запрещена работа клубов, ресторанов и кафе после 23:00.

Работая в условиях экономии, работодатели вынуждены сокращать штат обслуживающего персонала. А это те самые вакансии, традиционно занимаемые молодёжью, в том числе студентами.

Взамен же Смольный предлагает финансово затратные, но мало результативные программы переподготовки. Молодым людям зачастую оказывается проще переехать в другие регионы, чем, не имея стабильного дохода, проходить
длительные подготовительные курсы, которые никак не гарантируют будущего трудоустройства.

На фоне обозначенных проблем растёт спрос на работников в сфере доставки товаров, число курьеров в городе стремительно увеличивается, но мало кто из молодёжи расценивает такую работу как постоянную, скорее это вынужденное решение за неимением альтернативы.

Молодёжь же, нацеленная на быстрый заработок, всё чаще обращается в том числе и к незаконным методам. Безработица традиционно полезна криминалу.
Оказывающиеся в безвыходных ситуациях молодые люди чаще идут на нуршение закона, рассчитывая быстро и легко решить свои финансовые проблемы. Ещё одним сектором, традиционно паразитирующим на безработице, является, по данным СМИ, индустрия развлечений для взрослых, в частности стремительно развивающееся направление вебкама.

Для многих такая альтернатива является неприемлемой и единственным выходом оказывается переезд из Петербурга в более благоприятные регионы. Последствия оттока молодёжи и не особой эффективности попыток Смольного вовлечь оставшихся в городскую экономику можно наблюдать прямо сейчас. Зимой Петербург столкнулся сразу с двумя кризисами – снежным и мусорным. В обоих случаях одной из главных причин их возникновения является острая нехватка кадров. Например, по данным Комблага, для задействования полного состава снегоуборочной техники ведомству требуется два водителя на место, но сейчас этот показатель только на уровне 1,7.

Учитывая пандемию нового штамма коронавируса, реальный показатель может быть и того ниже. Но главная опасность сложившейся ситуации кроется в нежелании некоторых городских чиновников пересмотреть свой подход к молодёжной политике и изменить её курс. Создается впечатление, что основными методами решения насущных городских проблем для губернатора Александра Беглова стали либо их полное отрицание, либо поиск и назначение виновных, причём без указания конкретных лиц.

В глазах молодёжи такая позиция главы города может говорить лишь об одном – отсутствии перемен в обозримом будущем, а значит и перспектив.