«Подорожник» не попал в программу цифровизации Санкт-Петербурга

Система электронной оплаты проезда в общественном транспорте Санкт-Петербурга с помощью карты «Подорожник» к настоящему времени уже устарела как технически, так и морально. Несмотря на то, что в ее создание были вложены сотни миллионов бюджетных средств, система так и не была приспособлена к современному использованию в условиях новой модели транспортного обслуживания (НМТО), но и к ее полной отмене Северная столица оказалась не готова.

Электронный способ оплаты проезда в общественном транспорте посредством транспортной карты «Подорожник» был введен в Петербурге 1 января 2011 года, но за 11 лет данная система так и не была доведена до бесперебойного рабочего состояния, что стало особенно актуально после запуска первого этапа внедрения новой модели транспортного обслуживания (НМТО). Практически каждый месяц при пользовании «Подорожником» фиксируются сбои в работе системы, и в результате оплата проезда с помощью транспортной карты становится невозможной.

Стоит отметить, что фактически карта до сих пор существует исключительно в режиме «оффлайн», несмотря на продолжающуюся цифровизацию Северной столицы, которая предполагает массовое внедрение информационных технологий в различные сферы жизнедеятельности города, в том числе и в систему транспортного обслуживания. К настоящему моменту «Подорожник», являясь наиболее распространенным способом оплаты проезда, так и не был приспособлен к современному использованию, что делает эту систему технически и морально устаревшей. Так, отсутствует привязка карты к мобильному приложению. Также после онлайн-пополнения по-прежнему требуется «активация» поездок в специальных валидаторах, расположенных на станциях метро или отдельных автобусах, что создает определенные неудобства для пользователей карты.

Из-за подобного рода недоработок в экспертном сообществе признают «Подорожник» «тупиковой веткой» в плане развития системы электронной оплаты проезда, не имеющей дальнейшего потенциала. При этом на создание и обслуживание этой транспортной карты из городского бюджета были направлены сотни миллионов рублей. В частности, только на переоборудование общественного транспорта и установку валидаторов было потрачено более 250 млн.

Логичным решением в данной ситуации мог бы стать полный отказ от использования «Подорожника» в существующей системе транспортного обслуживания, но город, как показывает практика, не готов к таким радикальным мерам. В рамках проведения транспортной реформы, стартовавшей 1 апреля текущего года, петербуржцы столкнулись с целым рядом проблем, среди которых можно выделить невозможность оплаты проезда из-за постоянных сбоев в работе валидаторов и непродуманную систему приобретения одноразовых билетов. Последнюю Смольный попытался исправить предоставлением возможности приобретать электронные QR-билеты через приложение BSTR с дополнительной комиссией, но инициатива подверглась резкой критике со стороны петербуржцев. Пользователи неоднократно жаловались на проблемы с запуском софта, сбои при авторизации и ошибки при оплате.

В связи с имеющимися недоработками новой модели транспортного обслуживания в Северной столице «Подорожник», несмотря на свою «несовременность», по-прежнему остается востребованным среди петербуржцев. Упразднение данной системы приведет к еще большим проблемам в ходе реализации НМТО и, как следствие, росту недовольства горожан. При этом власти не спешат ее совершенствовать в рамках новой «Стратегии цифровой трансформации Санкт-Петербурга», на которую, по словам губернатора Александра Беглова, в ближайшие три года планируется выделить более 15,5 млрд рублей, однако расходы на модернизацию «Подорожника» и его приспособление к современному использованию, по всей видимости, в городском бюджете не предусмотрены.