Петербургские депутаты и активисты назвали запрет общественной экоэкспертизы опасным

В пятницу, 6 мая, в Госдуму был внесен законопроект № 120074-8 с поправками в экологическое законодательство. Его главная цель, по словам авторов, — улучшить комплексные нормы оценки воздействия на окружающую среду.

Сейчас законопроект еще на стадии предварительного рассмотрения. Тем не менее эко-сообщество уже посчитало документ коррупционным и «опасным». Все дело в том, что проект закона предполагает, что общественные объединения и активисты будут лишены права инициировать проведение общественной экологической экспертизы. В этом случае общественные палаты при муниципалитетах получает на это исключительное право, сообщает Neva.Today.

Эксперты поделились своим мнением о том, что может таить под собой этот законопроект и какое будущее ждет экологию Петербурга.

Юрий Шевчук, председатель общественной организации «Северо-Западный Зеленый крест»

Общественные палаты, как правило, руководствуются законом «об общественном контроле». Однако он распространяется только на государственные организации. Согласно этому документу, государственная палата ведет контроль госорганизаций и учреждений. Однако коммерческие структуры не подчиняются этому закону.

А если законопроект № 120074-8 с поправками будет принят, то возникнут новые трудности. Придется вносить изменения и в закон «об общественном контроле». И от этого пользы будет мало. Все дело в том, что организации, проводящие общественные экологические экспертизы, будут редеть.

А если уменьшится количество уполномоченных организаций, то вырастет риск коррупции. Поскольку сейчас нет смысла давать взятки какой-то одной организации для того, чтобы они провели конкретную экспертизу, в которой нуждается заказчик, в будущем может сложиться иная ситуация. Когда организаций много – всем денег не дашь, а когда они единичные – вопрос подкупа решается быстрее.

Достаточно опасный коррупционный законопроект.

Федор Грудин, депутат МО Правобережный

Для Северной столицы принятие такого закона может быть крайне опасно. В связи с тем, что Петербург является городом федерального значения, то, согласно старому закону Лужкова-Шишлова, у него меньше прав у муниципалитетов. А при муниципалитетах вообще нет никаких общественных прав.

В моей практике была борьба с золоотвалом. В ней мы опирались на экспертизу аккредитованной лаборатории. Есть определенные проблемы, связанные с тем, что экспертиза сильно подорожает, а ее проведение займет больше времени.

Валерия Шкуропат, активист, координатор Движения #ЗАберег

Согласен с озвученными ранее опасениями. В общественных палатах в таком случае могут появиться неслучайные люди. Они могут игнорировать важную информацию, если дело коснется крупных проектов крупных застройщиков.

Был инцидент с застройщиком ЖК «Балтийская жемчужина». Он начал строить дорогу по Жемчужному пляжу. Их оштрафовали и строительство остановили. Всё из-за проблем с документацией.

И хотя экспертиза не проводилась, строительство прекратилось, поскольку активисты обратились во всевозможные органы и ведомства. А если бы на тот момент действовал бы этот закон, то никто бы не стал перепроверять, а всё ли нормально у застройщика с пакетом документов.

Игорь Пирогов, активист сообщества жителей Василеостровского района, выступающих против Северного намыва

Для отдельной части Петербурга общественная экологическая экспертиза — это главная юридическая возможность остановить этот процесс. Так, если подобная возможность отпадет, что застройщик ЛСР на основании государственной экологической экспертизы засыплет в Финский залив 9,5 млн кубометров грунта. После этого на месте сформируется 160 гектаров, на которых вырастят 1,2 млн квадратных метров.

Если не будет реализована возможность проводить общественную экологическую экспертизу, то чиновники радостно потрут ручки и будут дальше защищать проект ЛСР, который почему-то нужен им, а не жителям Васильевского острова.

В Комитете по природопользованию не нашли возможность оперативно прокомментировать эту информацию.

Ранее ALLNW сообщал, что в Петербурге за первые 3 месяца 2022 на 12% выросло потребления газомоторного топлива. Автовладельцам удалось сэкономить 350 миллионов на разнице стоимости топлива.