Цифровые технологии уже давно и плотно закрепились в жизни современного человека. В настоящее время они давно вышли за пределы интернета и мобильной связи и активно внедряются почти во все сферы жизни: экономику, промышленность, культуру, сферу обслуживания и так далее. Конечно же, электроэнергетическая отрасль не является исключением. Даже больше, развитие систем интеллектуальных сетей давно стало одним из ключевых направлений большинства сетевых компаний.
Итак, что это означает для электроэнергетических компаний и их потребителей? Основная задача каждой электросетевой организации заключается в перманентном и бесперебойном обеспечении потребителей электроснабжением. При отсутствии должного финансирования и поддержки электросетей возникает достаточно серьезная проблема — износ сетей. В некоторых регионах данный показатель достигает до 90 процентов.
Определенно, даже несмотря на масштабную модернизацию, невозможно полностью избежать проблем и аварийных отключений, которые могут вызваны особенностью местности или стихийными явлениями. Однако стоит отметить, что автоматизация системы электроснабжения существенно снижает риски и последствия возникновения аварийных ситуаций.
Во многих регионах России сейчас проходят процессы цифровизации, автоматизации и телемеханизации энергетических объектов. Происходит настройка удаленного наблюдения и контроля за всеми процессами. О положительном эффекте свидетельствует данные о снижении частоты отключений потребителей и сокращении времени восстановления электроснабжения во время аварий. В некоторых случаях в разы уменьшается потеря электроэнергии.
В энергокомпании АО «ЛОЭСК» поделились, что они уделяют особое внимание созданию системы управления производственными активами, которая способствует продлению срока жизни оборудования и помогает минимизировать затраты на ремонт. Также в энергокомпании отметили, что очень важно точно определить тот момент, когда поддержка оборудования становится нецелесообразной. Для этих целей используется специальная программа, которая способна просчитать риск повреждения оборудования. Мастер делает точное и подробное описание, например, трансформатора, заносит его технические данные в программу. Программа вычисляет индекс технического состояния оборудования и вероятность его отказа. Таким образом становится понятно, какое оборудование нуждается в ремонте в первую очередь.
Самый очевидный пример применения в электроэнергетике цифровых технологий, приносящих очевидную пользу потребителям, — это умные счетчики. Благодаря таким счетчикам у людей появляется возможность получать информацию об энергопотреблении и контролировать его объемы и стоимость. При этом передача данных о потреблении передается в сбытовую компанию автоматически.
Еще один плюс внедрения интеллектуальных приборов учета, заключается в возможности для энергетических компаний снижать потери и операционные затраты. Компания «ЛОЭСК», например, уже произвела установку более 31 тыс. умных счетчиков по Ленинградской области. К 2025 году этот показатель может составить 60 тыс.
Самовосстанавливающиеся сети — это большой шаг вперед. Это технология, за которой стоит будущее. Такая модернизация позволит в ближайшем будущем выстроить алгоритмы защиты таким образом, что в случае какой-нибудь неисправности потребители будут запитаны даже без «ручного» участия специалистов, так как будет запущена целая цепочка автоматических переключений.
Это все является частью концепции создания интеллектуальных электрических сетей или smart grid. Все оборудование smart grid тесно взаимодействует за счет современных диджитал технологий, образуя одну общую систему энергоснабжения. Информация, полученная с оборудования, обрабатывается и анализируется. Этот анализ позволяет оптимизировать использование электроэнергии, а также снизить затраты на обслуживание и увеличить энергоэффективность и надежность.