Менее двух недель осталось до старта третьего этапа перехода на новую модель транспортного обслуживания (НМТО) в Санкт-Петербурге. Итоги первых двух фаз реформы, реализуемой городским Комитетом по транспорту, подвели эксперты в области пассажирских перевозок совместно с муниципальными депутатами в ходе круглого стола, организованного 30 июня.
По оценке директора по решениям в области общественного транспорта компании SIMETRA Владимира Валдина, за три месяца, прошедших с начала перехода на НМТО, представителям администрации губернатора Александра Беглова не удалось обеспечить должным образом информационную составляющую. Он подчеркнул, что до сих пор многие жители Северной столицы теряются при подъезде новых автобусов на остановки, так как вблизи остановочных павильонов отсутствуют какие-либо данные о маршрутах их следования.
Также актуальности не теряет проблема долгого ожидания наземного общественного транспорта, с которой петербуржцы и гости города столкнулись еще с первых дней реформы. Во многом это результат недальновидности чиновников из Смольного, главной целью которых фактически является «зачистка» города от коммерческих маршрутных такси и получение полного контроля над деятельностью социальных маршрутов, а не повышение качества пассажироперевозок.
«Непонятно, кому жаловаться на то, что опаздывают автобусы», — заметил член комиссии по транспорту Заксобрания Санкт-Петербурга Дмитрий Попов.
По его словам, в целом масштабы недовольства горожан в связи с нововведениями, оказались несколько меньше, чем он ожидал. Тем самым он фактически признал, что петербургские чиновники заранее знали, что транспортная реформа вместо общественного одобрения вызовет массу негативных впечатлений и спровоцирует шквал критики в адрес разработавших ее людей.
В ходе круглого стола эксперты отметили, что в текущей форме новый тариф «60 минут» не учитывает потребности жителей Санкт-Петербурга и, прежде всего, его пригородов. По мнению автора Telegram-канала «Сказочный проектировщик» Ивана Вергазова, действие пересадочного тарифа необходимо расширить, включив в него метро и электрички. Он добавил, что подобные льготы особенно оценили бы жители Петергофа и других городов, входящих в состав административных районов Северной столицы.
Петербуржцы еще в начале апреля массово жаловались на сбои в работе пересадочного тарифа, из-за которых при осуществлении пересадки в рамках установленного временного интервала им приходилось оплачивать полную стоимость проезда. Напомним, предполагается, что стоимость первой поездки в наземном общественном транспорте составит 40 рублей, второй — 10 рублей, а последующие в пределах 60 минут с момента первой оплаты должны быть бесплатными. Однако на практике эта инициатива показала себя далеко не с лучшей стороны и подтвердила, что транспортная реформа не была как следует доработана Смольным перед началом внедрения.
Кроме того, эксперты отметили, что Комитету по транспорту Петербурга не везде удалось правильно подобрать размер подвижного состава. Так, по целому ряду популярных маршрутов, курсирующих между различными районами города на Неве, наблюдается нехватка машин. В результате салоны зачастую оказываются переполнены пассажирами. Наиболее явной эта проблема становится в «часы пик».
Транспортная реформа в Санкт-Петербурге реализуется с 1-го апреля 2022 года. Поэтапный переход на НМТО подразумевает замену коммерческих маршрутов на социальные. Третий завершающий этап должен начаться с 15-го июля, однако многочисленные трудности могут привести к его отсрочке или возвращению к прежней системе. Так, многие новые автобусы не соответствуют требованиям безопасности, что признал ранее курирующий транспортную сферу вице-губернатор Кирилл Поляков.