27 августа отмечается День российского кино, которое постоянно развивается, а в чём-то даже превосходит советскую классику. «Ржев», например, не только признан самым честным фильмом про войну, но и стал частью отечественного образования – его всё чаще смотрят в школах на уроках мужества.
Военные фильмы давно являются главным козырем отечественных киноделов. «Брестская крепость», «Т-34», «Мы из будущего», «28 панфиловцев», «Подольские курсанты», «Сталинград», «Первый Оскар» — хоть один из них да видел каждый. Они и поставлены на отлично, и собирают неплохую кассу. При этом снимают их обычно по одним лекалам, внедряя в героическую канву любовную линию, а порой и предоставляя избыточно много экранного времени фашистам. «Ржев» пошёл по другому пути. Здесь нет ни одного женского персонажа, а немцы в картине играют скорее декоративную роль. Всё внимание сконцентрировано на советских солдатах, на их мыслях, разговорах и поступках. Кино резко берёт за горло – рота красноармейцев захватывает деревню, и командир получает задание удерживать населённый пункт любой ценой. А как выполнить задание, когда большая часть твоих людей полегла во время атаки, пушек нет, а без них немецким танкам просто нечего противопоставить, да и из еды разве что трофейная тушенка, что один из главных героев находит в избе, оставленной фрицами?! Но все эти слова ротного тонут в неустойчивой фронтовой связи и железобетонном упрямстве начальства.
Инициатором съемки картины стал петербургский предприниматель Евгений Пригожин. Его родной дед является героем повести Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью». И бизнесмен приложил много усилий, чтобы увековечить подвиги предка и простых советских солдат на большом экране. Кондратьев сам являлся участником боев подо Ржевом, и своим творческим кредо считал рассказывать ту правду о войне, которая еще не написана. Нестандартное решение подкреплялось такими же героями, причем многих он срисовывал из жизни, не меняя даже имен. С офицером Евгением Пригожиным автор познакомился уже после войны, и тот так впечатлил фронтовика, что он сделал его одним из героев своей новой книги. Повесть у Кондратьева получилась ядрёная, с крепким словцом и кровавыми сценами.
Сам «Ржев» оказался еще жёстче, чем книга. Чего стоит одна сцена с церковным подвалом, сплошь забитым телами деревенских жителей, которых фашисты застрелили, чтобы те не путались под ногами. А какими разговорами развлекают себя в окопах красноармейцы! Здесь в принципе и нет главного героя, кроме Красной армии, которая сплошь состоит из самых разных людей и по национальности, и по профессии, даже по политическим предпочтениям: далеко не каждый остаётся коммунистом перед лицом смерти. Зато каждый остаётся человеком. И всё это блестяще сыграно. Найти актёров, кстати, оказалось совсем не просто. «Ржев» не зря называют самым честным фильмом о войне. Всем, кто пришёл на съемочную площадку, пришлось испытать на себе все тяготы окопной жизни.
— У нас с продюсерами уже давние отношения, и уже давно нет противоречий между тем, кого хотят снимать они и тем, кого хочу снимать я, — рассказал режиссёр Игорь Копылов. — Так что был обычный кастинг. Не все еще и хотели сниматься. Не каждый захочет провести два месяца в зимних окопах! Мы честно отработали 46 смен в окопах после полугода подготовки и месяца репетиций, мерзли при 25-градусном морозе.
Такие съёмки в деталях запомнил каждый артист.
— Мы снимали картину «Ржев» на Ржевском полигоне в Ленинградской области в условиях, полностью приближенным к тому времени, — вспоминает Сергей Жарков, сыгравший того самого ротного. — На улице был мороз минус двадцать восемь, а бывало и минус тридцать два – пар изо рта был настоящим. Всё было натуралистично, документально-художественно. Было очень холодно и очень сложно.
С таким бэкграундом «Ржеву» самое место на уроках истории. Единственное, что останавливает учителей – сюжет картины захватывает всего одни сутки, в то время как сама Ржевско-Вяземская операция длилась почти 15 месяцев. Так что слишком много испытаний, выпавших Красной армии, остались за кадром. Зато «Ржев» сегодня показывают школьникам в рамках уроков мужества. Так что теперь это кино надолго связано с патриотическим воспитанием наших детей. И хотя на съемках картины использовались холостые заряды, сам фильм выстрелил вполне по-боевому – в самое сердце.