Очередное обрушение штукатурки с фасада дома номер 45 на Большом проспекте Петроградской стороны обошлось без пострадавших, но стало поводом вспомнить о безобразном отношении Смольного к историческому наследию Петербурга – вопреки многочисленным обещаниям со стороны чиновников выделять больше денег на реконструкцию фасадов, они продолжают сыпаться, страдают от вандалов и капризов погоды. По всей видимости, администрация губернатора Александра Беглова способна отреагировать на многочисленные жалобы и просьбы только после того, как проблему заметит глава Следственного комитета Анатолий Бастрыкин.
Подотчетные Смольному районные власти не спешат реагировать на жалобы по поводу треснувшей или вздувшейся штукатурки. Так, жители дома номер 45 на Большом проспекте, который в минувшие выходные попал в новости в связи с обрушением фасада, рассказали журналистам, что в прошлом году неоднократно просили администрацию Петроградского района отремонтировать фасад. Они неизменно получали ответ от администрации, что так как состояние дома не признано угрожающим жизни и здоровью, а проблема фасада «не носит аварийный характер», его отремонтируют в установленные сроки до 30 июня 2022 года. Судя по тому, что случилось, ремонт оказался не слишком качественным. Новых жалоб по поводу случившегося не появилось, но обширная переписка граждан с районной администрацией все еще доступна на портале «Наш Санкт-Петербург».
«Фасадный камнепад» стал постоянной темой для городских СМИ – в июне посыпался фасад дома 45 на Невском проспекте. Позже выяснилось, что с затянутого сеткой балкона упали и куски облицовочной плитки, чудом не задев никого на многолюдной улице.
В мае фасад начал сыпаться с дома в Батайском переулке, и, как заметили прохожие, это происходило не первый раз, но качественного ремонта дом пока так и не дождался.
В апреле солидный кусок штукатурки рухнул с дома номер 13 Большой Зелениной улице, чудом не задев пешеходов на узком тротуаре – молодая пара проходила там с ребенком, но, к счастью, взрослые успели отреагировать, и малыш отделался испугом. Но на Московском проспекте в прошлом году такой же сорвавшийся кусок лепнины упал на голову двухлетнему ребенку.
Иногда штукатурку приходится сбивать пожарным – чтобы декоративные элементы не сорвались сами и никто не пострадал, как это было в марте с доходным домом Бажанова. Дом, лишившийся части облицовки, не только теряет во внешней привлекательности, но и становится опасным для прохожих: поврежденный штукатурный слой легче осыпается, поэтому такой фасад нуждается в консервации как можно быстрее.
По подсчетам Жилищного комитета, на конец апреля в городе было зафиксировано 3200 балконов в аварийном состоянии — они могут обрушиться в любой момент, убив или серьезно покалечив прохожего, который рискнет погулять по центральной части города. Бывший председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) Александр Кононов отмечал, что Жилкомитет дает вполне адекватные данные, и призвал больше внимания уделять фасадам исторических домов, особенно навесным элементам – они представляют особую опасность.
Но в Смольном, по всей видимости, «ждут» очередного несчастного случая, когда рухнувший по недосмотру штукатурный слой, балкон или лепное украшение станут делом правоохранительных органов. Глава СК РФ Александр Бастрыкин, по инициативе которого открыто уголовное дело о превышении полномочий чиновниками КГИОП по факту сноса и разрушения нескольких исторических зданий, может обратить внимание на эту проблему и раньше, инициировав дела о преступной халатности подчиненных Беглова.