В Петербурге горожане подводят итоги транспортной реформы, которую Смольный запустил в апреле 2022 года. Там обещали кардинальные, но положительные перемены, в том числе, пересмотр маршрутов с заменой коммерческих на социальные, и вывод на линии новых бирюзовых автобусов. Все это должно было ускорить перемещения людей по городу, но на практике ликвидация некоторых маршрутов вылилась в массовое недовольство горожан. Например, как пишет «Фонтанка», одна из главных претензий пассажиров – это отсутствие длинных рейсов, когда человек мог сесть на автобус и проехать на нем через весь город до работы. Из-за транспортной реформы люди оказались вынуждены пересаживаться. Предвидя ситуацию, комтранс создал тариф «60 минут», который предполагал сокращение платы за проезд с каждой следующей пересадкой в течение часа. Но по факту, как сообщает издание, коэффициент пересадочности после введения новой транспортной модели все равно вырос незначительно.
Еще одна старая и до сих пор нерешенная проблема петербургского общественного транспорта, по мнению наблюдателей, это отсутствие выделенных полос и минимальный контроль за ними там, где они есть. В результате по выделенным полосам норовят ездить автомобилисты, а автобусы, пусть новые и красивые, как и прежде продолжают стоять в пробках. Гнев на чиновников жители Петербурга обрушили в соцсетях. Они считают, что город не достиг запланированного эффекта от транспортной реформы.
«Пустите маршрут 2 по бывшему маршруту 306, достало таскаться 1,5 км до работы пешком. *** эта реформа, какой *** её придумал. Ему бы ездить на общественном транспорте, а не на личном авто с кондиционером», – пишут в соцсетях.
«До реформы транспорта было больше и доехать можно было гораздо быстрее. Московский район, маршрут 286 – ждать его надо 20 минут! Раньше маршрутка 86К ездила каждые 5 минут, водители доброжелательные, ездили грамотно и быстро. Реформа отбрасывает столичный город в провинцию. Элементарная глупость и нелюбовь к людям, к городу проявились в полной мере», – заявили пассажиры.
«Чем же удобнее эта лазурная, ползучая «черепаха»? Так же стоим и тратим больше времени, чтоб добраться до пункта назначения. «Пазик» был так же неудобным, но 45 минут и я на работе, а сейчас 1,5-2 часа добираюсь, ещё и пешком иду», – жалуются пользователи соцсетей.
В особенности, проблем при поездках по городу становится больше при ДТП и дорожных ремонтах. Например, на Пулковском шоссе, где сейчас ремонтируют дорогу, несколько дней подряд копились огромные пробки. О заторах написали многие СМИ Петербурге. Ремонт дороги и пробки вынудили пассажиров выйти из автобусов и идти пешком, а водителей — пытаться объезжать пробки по газонам. Ситуацию осложняют и ограничения на Витебском проспекте.
Судя по сообщениям пресс-службы ГАТИ об ограничениях движения транспорта в пяти районах города, включая Невский, Кировский и Петроградский, в ближайшее время следует ожидать лишь ухудшения дорожной ситуации.
Между тем, эксперты не раз комментировали ситуацию с организацией работы общественного транспорта в Петербурге и отмечали, что реформы в этой сфере нужно проводить несколько с другой стороны. Ту же извечную для всех мегаполисов проблему пробок можно было бы решить не введением зон платной парковки в центре и обновлением автопарка, а созданием удобной сети перехватывающих парковок и переориентацией пассажиропотоков.
Приблизиться к этому помогли бы транспортно-пересадочные узлы, которые дают множество преимуществ. Например, они сокращают время пересадки с одного вида транспорта на другой. Это происходит за счет того, что остановки и станции располагаются в одном здании, и пассажиру больше не нужно выходить на улицу. Причем, ТПУ делают доступными разные виды транспорта и для маломобильных граждан. Благодаря такому пересадочному узлу пассажиры всегда знают, где могут дождаться нужного им автобуса или поезда и во сколько этот транспорт придет. К тому же, в большинстве ТПУ предусмотрена возможность оставить личный транспорт на перехватывающей стоянке.
На перспективу подобные хабы решают и проблему с маятниковой миграцией, и этот эффект уже отмечают в столице. Сегодня ТПУ активно строят в Москве, объединяя их со станциями метро и коммерческими площадями. Хабы обеспечивают создание новых мест работы и способствуют развитию прилегающих территорий и районов в целом. В Петербурге инвестор планировал построить 61 узел, однако Смольный расторг с ним соглашение. Теперь все преимущества от строительства ТПУ смогут оценить жители Ленобласти, а также петербуржцы, совершающие поездки в соседний регион.
Компания «Мегалайн» не отказалась от своих новаторских планов по строительству ТПУ, но переориентировала внимание на Ленобласть. С руководством этого региона инвестор в рамках ПМЭФ-2022 и заключил соглашение о создании нескольких хабов и иных объектов транспортной инфраструктуры. ТПУ «Кудрово» станет пилотным. Он будет включать в себя станцию метро. Первые объекты в рамках ТПУ могут построить к 2025 году. Стоимость проекта оценивается в 60 млрд рублей.