Петербургские школы не готовы принять учеников с особыми потребностями

За два года в Петербурге произошло два скандала в связи с недопустимым отношением к детям с особенности развития – в июле 2021 года обитательница ЖК «Балтийская Жемчужина» агрессивно повела себя на детской площадке, увидев группу особых детей из воспитательного центра «Какая разница» в сопровождении взрослых. Дама угрожала воспитателям, что скоро они «съедут», оскорбляла детей, игнорируя тот факт, что они имеют право находиться на этой площадке, как все остальные.

Случай попал на видео, и вскоре «фашизм на детских площадках» в Петербурге стала обсуждать вся страна. Это заставило отреагировать Следственный комитет – по факту происшествия провели проверку, а неравнодушные граждане потребовали включить в УК РФ пункт о наказании за оскорбление инвалидов.

Летом 2022 года произошел не менее громкий случай в ЦПКиО: молодую женщину с пятилетним ребенком выгнал из парка сотрудник. Причиной стало то, что малыш с РАС переволновался и повел себя «слишком шумно». 20-летний сотрудник стал угрожать и оскорблять женщину. Директор парка «Елагин остров» пообещал уволить грубияна, но о проблемах включения детей с РАС в обычную жизнь Петербурга и недоработках Смольного в этом направлении заговорили снова.

Одним из лучших средств нормализации отношения общества к таким людям называют инклюзивное образование, предполагающее включение детей в коллектив нормотипичных сверстников. Там ребенок (с особенностями развития или без таковых) узнает, что люди не одинаковы, привыкает не бояться поведенческих особенностей и развивает таким образом свой социальный интеллект.

Правда, таким детям редко находится место в петербургских школах – в прошлом году родители детей с РАС жаловались губернатору Александру Беглову, что их детей-первоклассников отказываются принимать в обычные школы, отправляя в коррекционные – по мнению родителей, это нарушает права детей на образование и снижает шансы скомпенсировать именно аутичных детей, обрекая тех на жизнь в изоляции.

Вопросы создания такой образовательной среды на базе бюджетных школ Петербурга неоднократно обсуждали вице-губернатор Ирина Потехина и детский омбудсмен Анна Митянина – последняя предложила организовать для детей с особенностями здоровья возможность посещать городские лагеря на базе общеобразовательных школ, передав этот вопрос на контроль петербургского правительства.

Президент Центра проблем аутизма Екатерина Мень отмечала, что Санкт-Петербург вызывает в этом вопросе «особую тревогу», и рассказывала, что на семинаре по проблемам инклюзии в 2019 году, где было около четырехсот участников, включая директоров школ, заметила «поразительное нежелание чиновников Петербурга смотреть в глаза прогрессу».

«Мы предлагали программы, сводили их с вузом московским, где такие программы ведутся. Хлопотали, дали кучу идей и мыслей. Никто ничего брать не хочет. Это не вопрос возможностей. Это вопрос поразительного для Питера нежелания смотреть в глаза реальности и прогрессу. С детской психиатрией там швах. С образованием детей с РАС и нарушениями нейроразвития — швах»,

– подчеркнула Мень.

Обучение детей с расстройствами аутического спектра (РАС) действительно сопряжено с трудностями, даже если ребенок интеллектуально сохранен. Прежде всего потому, что детям с РАС на уроках необходимы сопровождающие-тьюторы. Городская система образования не предполагает возможности выделить такого специалиста каждому ребенку на несколько уроков в день, при том, что работа тьютора требует специальных педагогических навыков, обычный волонтер тут не справится.

Согласно данным Смольного, всего 75 общеобразовательных школ Петербурга предлагают инклюзивные программы, и, по мнению петербургских родителей, их слишком мало – воспитывающие детей с РАС и другими ментальными особенностями неоднократно жаловались, что не могут устроить ребенка в ресурсный класс и, тем более, в обычный – педагогам трудно, а руководству школы неприятно, что «средний балл» падает.

В Смольном признают, что пока инклюзия доступна не всем. Помимо недоверия части родителей к такому подходу, есть и чисто организационные проблемы: как сформировать классы и обеспечить то количество подготовленных педагогов, чтобы и обычные, и особенные дети чувствовали себя хорошо и могли развиваться.

«Процент таких детей в обычном классе должен быть очень маленьким, ведь в противном случае все внимание может достаться им. Это одно из самых больших опасений родителей, что все внимание уйдет троим особенным детям в ущерб остальным 25. И если мы считаем, что должно быть не более трех детей в одном классе, то количество подготовленных педагогов должно быть очень высоким. Самой системе образования нужна серьезная донастройка»,

— подчеркивала Потехина.

Тренды на инклюзивное образование, в соответствии с которым детей с особыми потребностями не запирают в коррекционных школах, а приглашают в ресурсные классы общеобразовательной школы, готовы поддержать родители, передовые психологи и педагоги Петербурга, но инфраструктура, способная обеспечить потребности, в значительной степени отстает.