Эксперты КГИОП и специалисты в области деревянного зодчества обследовали деревянный особняк Бремме на 12-й линии Васильевского острова и пришли к выводу о необходимости разобрать дом, а затем собрать снова, заменив гнилую древесину той, что осталась от разобранных деревенских срубов, несмотря на предложения градозащитников не разбирать здание, максимально сохранив «родные элементы» — как это сделали с дачей Гаусвальд на Каменном острове.
По данным специалистов, первоочередные противоаварийные работы уже провели, конструкции усилили подпорками, сняли внешнюю обшивку особняка, укрыв дом временной кровлей. Обшивку предполагается сохранить в «максимально нетронутом» виде, так как именно ее видят те, кто смотрит на дом.
«Реставрация особняка Бремме — сложная и трудозатратная задача. Планируется, что каждый следующий шаг в этой непростой работе будет так же обсуждаться на совместном выездном совещании»,
— говорится в сообщении Фонда содействию восстановления объектов истории и культуры в Петербурге.
Особняк Бремме возведен в первой половине XIX века и признан памятником архитектуры. За ним стояли краснокирпичные корпуса фабрики масел, красок и эссенций «Братья Бремме», но они были снесены. В блокадные годы в особняке находились витаминная аптека и лаборатория, которые помогали выжить истощенным от голода ленинградцам, о чем напоминает табличка в честь блокадных химиков.
В феврале 2021 года ООО «Специализированный застройщик «Бреммер-хаус», входящее в группу AAG, получило разрешение на строительство жилого дома и гостиницы на месте фабрики. Владелец компании Александр Завьялов в беседе с «Канонером» отмечал, что особняк представляет собой «одну труху» и «будет полностью воссоздан в дереве». Это заявление вызвало гнев градозащитников, напомнивших, что деревянный дом даже в блокаду не пустили на дрова.
По мнению петербуржцев, собственнику и в самом деле не очень интересно восстанавливать здание, тем более, таким трудоемким и дорогостоящим способом, как дополнение утраченных элементов старым деревом из разобранных срубов – гораздо проще дождаться окончательной гибели дома и построить новый, скопировав фасад. Кроме того, КГИОП мог бы озаботиться состоянием дома и рекомендациями собственнику раньше, не дожидаясь, пока строение сгниет.
«Сначала сгноили, потом пообещали «все будет нормуль», теперь – «надо перебрать и частично заменить». Боюсь даже думать, что будет на самом деле. Ну а мнение КГИОП после известных событий можно вообще не учитывать»,
– написала Марина Р.
Летом 2019 года в особняк Бремме приезжал тогда еще кандидат в губернаторы Александр Беглов, который пообещал строже наказывать собственников, не исполняющих своих обязанностей по отношению к историческим объектам. Владельцем особняка тогда было ООО «Профит Хауз Санкт-Петербург» — КГИОП признал, что собственник плохо следит за домом, и выписал штраф на рекордную сумму 1,5 млн рублей. Получив кресло губернатора, Беглов, возможно, мог потерять интерес к историческому наследию города, что неоднократно отмечали петербуржцы, в том числе – общественники, журналисты и политические деятели. Ситуация дошла до того, что главным защитником Петербурга выступил глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, с чьей подачи было заведено уголовное дело о превышении полномочий отдельными чиновниками КГИОП – в здании ведомства прошли обыски