Впереди госэкспертиза: в Смольном одобрили проект планировки части коричневой ветки метро

В правительстве Петербурга одобрили проект планировки территории участка Красносельско-Калининской линии метро – коричневой ветки от станции «Казаковская» (прежнее название «Юго-Западная») до станции «Обводный канал-2». Ее протяженность составит 14,52 км. Скоро проект будет направлен на госэкспертизу.

В состав проектируемого участка войдут шесть новых станций. С трех из них можно будет пересесть на станции красной, синей и фиолетовой веток метро. В перспективе Красносельско-Калининскую линию продлят на 18 станций, девять из которых будут пересадочными. Она соединит Стрельну и железнодорожную станцию «Ручьи».

Отметим, в настоящее время идет строительство станций «Путиловская» и «Казаковская». Их планируется открыть в 2024 году. Причем, «Путиловскую» строят уже восьмой год. Работы начали еще в 2015 году и завершить их планировалось в 2023-м, однако затем ввод был отложен на год.

В случае с «Казаковской» только строительство планировалось на протяжении нескольких десятилетий, а начало стройки неоднократно переносилось. В итоге работы были начаты в 2013 году с закладки стройплощадки шахты, через которую будет вестись строительство. Изначально станцию планировалось открыть в 2022 году, затем сроки сдвинулись на 2023 год, а после – на декабрь 2024 года. Кстати, в том же году планируется завершить строительство «Горного института», который станет конечной станцией на четвертой линии.

По данным «Коммерсанта», при строительстве коричневой ветки будут использованы кредитные средства – это 8 млрд рублей. При этом расходы городского бюджета на эти цели в 2023 году сократились с 55 до 30 млрд рублей.

В целом, за последние три года в Петербурге не открыли ни одной станции метро, при этом в Москве их вводят едва ли не десяток ежегодно. Например, в прошлом году основные силы метростроевцев были брошены на завершение Большой кольцевой линии, которая стала самой большой в мире, обогнав по метражу вторую кольцевую линию в Пекинском метро. В составе БКЛ открылось девять новых станций. А в ближайшие три года в Москве появится еще 18 станций.

Важно отметить, что при проектировании метро в столице, в отличие от Петербурга, закладывают строительство на их базе транспортно-пересадочных узлов – хабов, объединяющих под одной крышей пункты пересадок на другие виды транспорта. У ТПУ есть множество преимуществ, в числе которых разгрузка улично-дорожной сети, поэтому их все активнее строят по всей стране, в особенности, в городах-миллионниках.

Планам по возведению ТПУ в Петербурге уже почти десять лет, однако, подвижки в данном вопросе появились лишь в 2021 году, когда был найден инвестор, готовый вложить в строительство узлов собственные средства. На 186 млрд рублей он намеревался построить 61 узел. Первый проект было предложено реализовать на базе станции метро «Старая Деревня», а затем – еще на восьми станциях.

По замыслу инвестора, ТПУ должны были сократить время пересадок с одного вида транспорта на другой и сделать их более комфортными. Так, предполагалось соединить станции и остановки в составе узла теплыми переходами и эскалаторами, чтобы пассажирам не приходилось выходить на улицу. Это позволило бы реализовать идею отказа от личного транспорта в пользу общественного, а значит — разгрузило бы дороги от пробок. Также ТПУ обещали сделать удобными для маломобильных граждан и обеспечить понятной навигацией.

Одно из преимуществ ТПУ – создание новых рабочих мест, ведь зачастую в состав узлов входят коммерческие помещения, объекты общепита и оказания услуг гражданам, кинотеатры и досуговые зоны. А в Москве, к примеру, на базе ТПУ строят даже жилье и спорткомплексы, что увеличивает инвестпривлекательность районов города.

Все это могло бы появиться и в Петербурге, ведь «Мегалайн» при проектировании учитывал лучший столичный опыт и консультировался с московскими специалистами. Однако в Смольном предпочли сосредоточиться на транспортной реформе, а соглашение с инвестором разорвали в одностороннем порядке.

Зато перспективы ТПУ и экономический эффект, который дают узлы, оценили в правительстве Ленобласти. На ПМЭФ-2022 власти региона подписали соглашение с «Мегалайн» по строительству первого хаба в Кудрово. Как следует из презентации проекта, в его состав войдут автовокзал, который сможет обслуживать 1800 пассажиров, многоуровневый паркинг на тысячу мест, остановки общественного транспорта, туалеты, кафе, стоянки для велосипедов и общественно-деловая застройка. В проект будет вложено 20 млрд рублей, он даст городу 900 рабочих мест.

«Создание дополнительных мест приложения труда и объектов смешанной многофункциональной застройки в составе ТПУ позволит снизить маятниковую миграцию и нагрузку на улично-дорожную сеть Ленинградской области и Санкт-Петербурга», — отметил на презентации глава «Мегалайн» Геннадий Корупятник.

Ожидается, что первые проекты в составе ТПУ будут построены к 2025 году, проект будет реализован к 2027-му, а в 2029 году в состав ТПУ должна войти станция метро, которую пообещали власти Петербурга. Правда, учитывая скорость строительства новых станций в Северной столице, не исключено, что ее ввод может быть отложен.