Мэр Москвы Сергей Собянин поделился планам развития столичного транспорта на 2023 год. Наиболее значимое событие – это открытие Большой кольцевой линии метро с девятью новыми станциями, которая станет самой протяженной кольцевой линией в мире.
Всего в текущем году будет открыто 14 новых станций метро. Как отметил мэр, Москва сегодня занимает первое место в Европе и Америке по темпам открытия новых станций с 2010 года. Продолжится и развитие наземного транспорта: будут запущены новые центральные диаметры– МЦД-3 «Ленинградско-Казанский» и МЦД-4 «Калужско-Нижегородский». Также власти столицы закупят 360 новых вагонов нового поколения, 612 вагонов пригородных электропоездов и поездов МЦД, и 550 электробусов.
Сергей Собянин подчеркнул, что главный тренд прошедшего года – это возрождение популярности городского транспорта Москвы. Так, на 4% увеличилось среднесуточное число поездок в рабочие дни на общественном транспорте. А доля поездок на городском транспорте выросла до 64%. По статистике, все больше москвичей предпочитают метро, МЦД, трамваи и электробусы для ежедневных поездок. Увеличение популярности общественного транспорта в столице не удивительно, так как он из года в год становится все комфортнее. Благодаря строительству транспортно-пересадочных узлов пересадку теперь можно совершить еще и быстрее. К примеру, после реконструкции ТПУ «Окружная» время пересадки с МЦК и МЦД на метро сократилось в два раза – она была организована в теплом контуре по принципу «сухие ноги». Теперь, чтобы пересесть с МЦД на метро, нужно пройти лишь 100 метров вместо 500, а для перехода на МЦК – 160 метров вместо 600.
Сегодня в столице уже работают десятки ТПУ, а в течение двух лет появится еще 29. На девяти площадках строительство уже ведется, еще для семи – готовится градостроительная документация. Обычно в составе узлов предусмотрены подземные пешеходные переходы и галереи, перехватывающие парковки, остановки и выходы на перрон, а также коммерческие помещения. Кроме того, частью некоторых ТПУ сегодня становятся жилые комплексы, спортцентры, филиалы банков и МФЦ.
Москвичам в вопросе развития транспорта повезло куда больше петербуржцев. Казалось бы, именно в Северной столице такой инфраструктурный объект как теплый переход между станциями метро и автобусными остановками должен строиться повсеместно, ведь город отличается непростым климатом. Однако до сих пор в Санкт-Петербурге так и не построили ни одного пересадочного хаба, несмотря на предложение инвестора, готового взять на себя все расходов. В 2021 году Смольный подписал соглашение о строительстве 61 ТПУ с компанией «Мегалайн». Проект оценивался в 186 млрд рублей. Большую часть пересадочных узлов предполагалось построить на действующих станциях метро, среди которых «Старая деревня», «Улица Дыбенко», «Гражданский проспект», «Проспект ветеранов».
Узлы под одной крышей объединяли станции с остановками наземного транспорта и парковками, где автовладельцы могли оставлять свои машины, чтобы дальше продолжить путь на общественном транспорте. Для этого даже не требовалось выходить на улицу. Эксперты отмечали, что строительство пересадочных узлов в Петербурге – необходимый проект, особенно для жителей строящихся спальных районов, где ощущается дефицит комфортного общественного транспорта. Поэтому проект вызвал живой интерес и одобрение со стороны общественности. Однако спустя год чиновники без объяснения причин отказались от своих планов и расторгли соглашение с инвестором.
Зато идеями компании заинтересовались в Ленобласти. В прошлом году «Мегалайн» подписал соглашение с областным правительством о строительстве ТПУ в Кудрово. По проекту, пересадочный узел появится вблизи ТЦ «МЕГА Дыбенко» и новой транспортной развязки на Мурманском шоссе. Узел объединит автовокзал, который сможет обслуживать 3,5 тысячи пассажиров, многоуровневую парковку на 760 машиномест, остановки общественного транспорта, объекты общепита и коммерческие помещения. По плану первый этап проекта сдадут в 2027 году, а к 2029 году в его состав войдет еще и станция метро – конечная оранжевой ветки.
В строительство ТПУ «Мегалайн» вложит 60 млрд рублей. Новый объект значительно увеличит транспортную доступность Кудрово, где сегодня наблюдаются пробки на выезде и въезде в город, особенно в часы пик. Кроме того, проект принесет области миллионные отчисления в бюджет и даст не менее 4 тысяч новых рабочих мест.