В Смольном задумались об информационных системах для транспорта спустя год после начала реформы

Власти Санкт-Петербурга объявили два конкурса, связанные с развитием и сопровождением государственных информационных систем в рамках перехода на новую модель транспортного обслуживания, завершившегося осенью прошлого года. Срыв сроков внедрения новых систем в транспортную сферу связывают с назначением в 2021 году на должность председателя Комитета по информатизации и связи «ставленницы» губернатора Александра Беглова Юлии Смирновой.

На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 10 марта было размещено два тендера Смольного. Одна закупка касается выполнения работ по развитию государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Транспортная модель Санкт-Петербурга» в части создания автоматизированной системы «Перспективная маршрутная сеть» на сумму 33 982 144,12 рублей. Заказчиком выступает Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга». Вторая заявка – на оказание услуг по сопровождению государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Системы электронного контроля оплаты проезда» в 2023 году на сумму 28 972 103,64 рубля. В качестве заказчика значится Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Организатор перевозок».

В контексте данных контрактов особого внимания заслуживает тот факт, что разработка информационных систем в рамках так называемой транспортной реформы в Северной столице должна была завершиться еще к апрелю 2022 года, когда в Петербурге стартовал поэтапный переход на новую систему транспортного обслуживания (НМТО), однако профильные ведомства и подведомственные Смольному организации фактически провалили выполнение данной задачи, в связи с чем вся реформа сопровождалась чередой скандалов и разного рода недоработок, которые начали проявляться в процессе ее реализации.

Так, еще в 2020 году, когда Комитет по информатизации и связи возглавлял нынешний вице-губернатор Станислав Казарин, планировалось создать комплексную информационную систему управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ), а также выработать решения по вопросам дальнейшей эксплуатации уже устаревшей «Системы электронного контроля оплаты проезда» (СЭКОП) и «Автоматизированной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом общего пользования» (АСУ ГПТ).

Но уже в 2021 году Казарин занял свой нынешний пост заместителя градоначальника по вопросам информатизации, а на его место в комитете пришла Юлия Смирнова, которая до этого работала помощницей полномочного представителя президента в Северо-Западном федеральном округе, когда эту должность занимал действующий губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов. После ее прихода в комитет реализация информационных систем не была проведена должным образом, чем объясняется перенос сроков их запуска.

Фактически профильный комитет Смольного полностью провалил подготовку транспортной реформы в части информационной составляющей, и переход на НМТО в итоге стартовал на устаревших системах СЭКОП и АСУ ГПТ. Это привело к возникновению многочисленных проблем, среди которых можно выделить не только увеличенный интервал движения общественного транспорта и регулярные сбои в работе валидаторов, но и трудности, с которыми пришлось столкнуться петербуржцам при оплате платных парковочных мест.

СМИ писали, что проблемы в отрасли, за которую отвечает Комитет по информатизации и связи, после назначения Смирновой на должность председателя коснулись не только сферы транспорта. Так, экс-советница Беглова «сорвала» внедрение Единой карты школьника в Петербурге. По данным на 2020 год, когда комитет возглавлял Казарин, системой было оснащено 679 городских школ. При новом руководителе ведомства с марта 2021-го по февраль 2022-го их количество увеличилось лишь до 683. Смирнова пообещала дооборудовать оставшиеся школы в 2022 году, однако в ноябре в Смольном заявляли, что таких учебных заведений в городе стало порядка 85%.