Не построившее ни одной станции метро петербургское предприятие «Метрострой Северной столицы» даже при самых смелых подсчетах выйдет на безубыточность только к 2028 году. И это — при условиях стабильности городского бюджета и соучредителя банка «ВТБ». И то и другое под большим вопросом.
Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов все чаще и агрессивнее публично обвиняет уже почти два года как уничтоженное предприятие ОАО «Метрострой» в низких темпах строительства метрополитена. На банкротов «вешают» и качество работ по последним трем построенным станциям «Дунайская — Проспект Славы – Шушары» и состояние оборудования, которое до сих принадлежит «Метрострою». Недавно из уст Беглова прозвучал новый упрек – «они работали в Москве».
Правда если смотреть объективно, созданный при Беглове в 2020 году «альтернативный Метрострой» под названием «Метрострой Северной столицы» приносит только убытки. При этом не построив ни одной станции метро и вот уже почти три года занимается доработкой объектов петербургского метрополитена, которые успел построить их предшественник. По данным «Rusprofile», в 2021 году при выручке в 667 млн рублей чистый убыток МССС составил 992 млн рублей, то есть почти миллиард.
В 2022 году в прессу попала служебная записка, в которой говорилось о низкой эффективности предприятия, необходимости дополнительных денежных вливаниях (в том числе и в уставной капитал компании) и выполнении плана по договору с единственным подрядчиком по строительству новых станций лишь на 30%. Сам губернатор неоднократно подчеркивал, что МССС выйдет на безубыточность примерно к 2028 году, то есть еще через 5 лет. И это при благоприятных условиях.
В этом случае «неблагоприятными условиями» может стать, например, выход из состава учредителей банка ВТБ. Сегодня у компании «Метрострой Северной столицы» два владельца – это Смольный и упомянутый выше банк. Однако еще в августе 2022 года стало известно о том, что «ВТБ Девелопмент» ведет с петербургскими властями обсуждение механизма выхода из состава учредителей убыточного метростроительного предприятия. Таким образом Смольный рискует стать единственным владельцем «Метростроя Северной столицы» и будет обязан компенсировать недостающую часть уставного капитала за счет средств налогоплательщиков.
Несмотря на выросшие расходы на строительство метро, эффективности как не было так и нет. Так, двукратное увеличение финансирования метростроения в 2022 году не привело к аналогичному увеличению объёмов строительства. К слову, когда это стало понятно абсолютно всем, в риторике губернатора Александра Беглова и появились обвинительные нотки в отношении разоренного ОАО «Метрострой».
Последний, кстати, все еще не сдается и несмотря на статус банкрота, продолжает отстаивать свои права в многочисленных судах. По мнению представителей компании «Метрострой», предприятие было разорено искусственно при непосредственном участии правительства Санкт-Петербурга и губернатора. Причем по старинной, можно сказать, «классической» схеме – с компанией разрывается договор на строительство нескольких станций метро в одностороннем порядке, не выплачиваются деньги и именно эти средства (7 млрд рублей) по странному стечению обстоятельств становятся долей города в уставном капитале только что созданного предприятия МССС.
Как заявляют представители «Метростроя», предприятие уже в 2020 году начало показывать прибыль:
«Основной акционер в лице Александра Беглова в 2020 году дезинформировал банки и основных кредитов о состоянии дел в «Метрострое» и не хотел рассчитываться за выполненные работы. Потому что даже в тяжёлые 2019 – 2020 — 2021 годы «Метрострой» показывал прибыль. А Беглов в своих словах подтверждает умысел, что это был перевод бизнеса, можно сказать своеобразный «рейдерский захват» действующего предприятия».
Открытые источники, к слову, эту информацию подтверждают. По данным «Rusprofile» после максимального падения прибыли в 2019 году (связанным с разрывом контрактов Смольным в одностороннем порядке) уже в 2020 и выручка и прибыль начали расти.
Однако в 2021 году компанию попросту уничтожили ради создания собственной. При этом нужно повторить, что по словам же Беглова, до 2028 года прибыли у МССС не предвидится, да и через пять лет будет только выход на безубыточность предприятия.
И тут нельзя не вспомнить опыт Москвы в этом вопросе. При вполне сопоставимых в процентном отношении с Петербургом бюджетах и нескольких смен собственников «Мосметростроя», предприятие практически все время показывает стабильную прибыль. После падения выручки в 2019 году до 24 млрд рублей и падения прибыли на 1,5 млрд рублей, московская компания уже в 2021 году демонстрировала рекордную прибыль в 3,6 млрд рублей при выручке в 32 млрд. Однако тут примечательно и то, каким образом в компании менялся состав учредителей – в 2017 году банк ВТБ стал владельцем 49% акций Мосметростроя, а в ноябре 2022 года вышел из состава учредителей, продав свою долю мэрии столицы. Есть все основания полагать, что если в банке примут решение о выходе из состава учредителей убыточного петербургского МССС, бюджет города может и не выдержать нагрузки и тогда уже придется «хоронить» очередной петербургский «Метрострой», оставляя жителей мегаполиса без новых станций вовсе.