Транспортно-пересадочные узлы не только делают жизнь горожан комфортнее за счет быстрых пересадок с автобуса на метро. Для районов они становятся точками роста, привлекая бизнес и создавая новые рабочие места. В Москве, где построено уже более 40 ТПУ, в состав транспортных хабов стремятся включить сопутствующую инфраструктуру от магазинов до фитнес-клубов, чтобы пассажир мог получить максимум услуг под одной крышей.
Так, в составе ТПУ «Озерная» недавно открыли торгово-развлекательный центр. Объект площадью 7,6 тысяч кв. м имеет четыре этажа и один подземный уровень. На третьем этаже будет открыт фуд-корт, на четвертом – расположатся помещения под офисы, а на подземном — продовольственный магазин. Также здесь откроются бутики, магазины повседневных товаров, ювелирных изделий и парфюмерии, кафе и закусочные.
Впрочем, практикой возведения торговых центров в составе узлов градостроители не ограничиваются. В столице хабы объединяют со спорткомплексами и даже целыми жилыми комплексами, из которых можно быстро попасть в метро и на остановки общественного транспорта.
Так, в составе ТПУ «Некрасовка» в этом году откроется Дворец спорта с бассейнами и ледовой ареной. Ожидается, что он станет центром притяжения для жителей этого густонаселенного района. А в пересадочный узел «Зорге» включен жилой комплекс площадью 156 тысяч кв. м с пятью разновысотными корпусами, связанными одноэтажным стилобатом, и детсадом.
Дополнительным бонусом для жителей районов, в которых появляются ТПУ, становится благоустройство территории. Там появляются новые дороги, проводится озеленение и даже разбивают парки. К примеру, большой парк появился вокруг «Некрасовки» на месте пустыря. Причем, основные его дорожки спроектированы так, чтобы люди добирались до метро и остановок по максимально короткому маршруту. Возле станции «Нагатинский Затон» в рамках ТПУ планируют проложить экомаршрут с видом на воду, а возле «Физтеха» устроят пешеходное пространство с зонами отдыха, теннисными столами и спортоборудованием.
Оценив преимущество пересадочных узлов, московские власти начали строить их повсеместно. Мэр Сергей Собянин заявил, что в ближайшие два года в столице появится еще 29 ТПУ. Соизмеримым по масштабам был проект строительства хабов в Петербурге. Впервые об их пользе для города заговорили около девяти лет назад: необходимо было разгрузить дороги и сделать поездки для горожан быстрыми и безопасными. Инвестор нашелся в 2021 году. Компания «Мегалайн» предложила построить сеть из 61 ТПУ, вложив собственные средства в размере 186 млрд рублей.
Пилотный проект должны были реализовать на базе станции метро «Старая Деревня». Этот пересадочный узел объединил бы железнодорожную платформу, остановки общественного транспорта, перехватывающие парковки. А для большего удобства предполагалось включить в состав хаба МФЦ, медцентр и офисы банков.
Далее пересадочные узлы компания «Мегалайн» собиралась строить на других станциях метро. Для каждого ТПУ разрабатывался индивидуальный проект с учетом трафика и потребностей горожан. К примеру, в состав узлов на «Дыбенко» и «Гражданском проспекте» инвестор предложил включить межрегиональные автовокзалы. Каждый проект был направлен на решение проблем маятниковой миграции – то есть, ежедневных перемещений пассажиров на работу в другие районы, а также предполагал создание новых рабочих мест. Кроме того, каждый из них способствовал снижению количества пробок, ведь у горожан появлялся стимул пользоваться общественным транспортом.
Однако в Смольном предпочли строительству узлов транспортную реформу с оптимизацией популярных у пассажиров маршрутов, и расширением зоны платной парковки. Ожидалось, что это улучшит транспортную систему и разгрузит городские улицы, но достичь желаемого результата не удалось, а пассажиры получили новую порцию проблем. Так, в соцсетях они жалуются на исчезновение «длинных» маршрутов через весь город, из-за чего приходится делать пересадки.
Между тем, идеями компании заинтересовались власти Ленобласти. В ближайшие годы в регионе появится несколько ТПУ, и один из первых – построит «Мегалайн» в городе Кудрово. Кроме межрегионального автовокзала, многоуровневого паркинга и комфортных зон посадки и высадки пассажирского и пригородного транспорта, узел будет включать объекты общепита и попутного обслуживания, туалеты, парковку для велосипедов и даже комнаты матери и ребенка. Кроме того, проект принесет городу не менее 4 тысяч новых рабочих мест.