Петербургские исторические здания, попавшие в зону внимания Следственного комитета, «дожидаются» решения суда, который решит, признавать или нет их объектами культурного наследия, а никаких попыток «незаконного сноса» в городе и не предпринималось. Об этом сказал глава КГИОП Сергей Макаров, отвечавший на вопрос депутата фракции «Яблоко» Бориса Вишневского во время пленарного заседания парламента 26 апреля, посвященного отчету правительства Петербурга.
Вишневский обратился к губернатору Александру Беглову с просьбой уточнить дальнейшую судьбу дома Басевича (Большая Пушкарская, 7), особняка Салтыковой, типографии Брокгауза и Евфрона, дома Шагина. Депутат повторил свой запрос годичной давности, попросив уточнить, до каких пор в Петербурге застройщики будут иметь привилегии. Беглов в ответ заметил, что защита наследия для многих горожан была и будет личным делом, а также обозначил важность дискуссий в суде по этому поводу.
«Для ленинградцев и петербуржцев защита наследия была очень личным делом. Дискуссии в судах уберегают нас от ошибок», — сказал губернатор, переадресовав вопрос главе КГИОП Сергею Макарову.
В свою очередь Макаров отметил, что пока еще суд не отменил ни одного решения КГИОП. Большинство начавшихся работ признаются законными, а в случае спорных ситуаций – приостанавливаются до окончательного решения суда. Таким образом, по версии чиновников из Смольного, никто из них «не виноват» в том, что здания дореволюционной постройки иногда отправляются под снос, и на самом деле КГИОП выполняет свою работу.
«Поверьте, в правительство не берут на работу людей с раздвоением личности, которые, с одной стороны, выделяют миллиарды на сохранение культурного наследия, с другой, как вам кажется, потворствуют застройщикам в сносе исторических зданий», —сказал он.
Все названные Вишневским здания фигурируют в уголовном деле против отдельных чиновников КГИОП, а 26 апреля стало известно, что еще один объект, флигель дома по ул. Егорова, 23Б (доходный дом Устинова), попал под снос 29 марта. Депутат Борис Вишневский подал запрос о прекращении всех работ до решения суда. 26 апреля стало известно, что Следственный комитет возбудил уголовное дело по уже знакомой КГИОП статье 286 УК о превышении полномочий. По версии следствия, ведомство под руководством Макарова в интересах застройщиков могло помогать «омолаживать» здания, построенные до 1917 года. По закону такие объекты нельзя сносить без предварительной экспертизы.
Ранее Макаров рассказал о доме Басевича – чиновник признал, что объект стоял фактически заброшенным более 30 лет, но заметил, что тот никогда не был памятником культурного наследия, хотя в общественном сознании существует такое заблуждение. Ответ возмутил градозащитников, назвавших ошибкой общественного сознания мнение о Макарове как об относительно честном человеке.