Петербургский коллапс как следствие безграмотной транспортной политики Смольного

Столпотворения на остановках, десятибалльные пробки, очереди на вход в метрополитен. Все эти катаклизмы в Петербурге, по утверждению местных властей, вызвал один-единственный неработающий светофор в подземке. Все это – следствие хаотичного развития транспортной системы города-миллионника.

Вечером 2 мая Невско-Василеостровская линия петербургского метрополитена встало, что называется, «намертво». Пассажиры дожидались своего поезда по 20 минут, причем многие еще и на улице – официально вход в метро был ограничен только на «Василеостровской», однако толпы народа скапливались и на соседних станциях – «Приморской», «Гостином Дворе» и «Маяковской». Автомобили и автобусы с троллейбусами встали в пробках. Трамваи не могли проехать из-за того, что на рельсах также «намертво» встали автолюбители. Причем стояли не только центральные районы города – коллапс наблюдался и в Приморском и в Невском, и в Выборгском, и в Калининском районах города…

Официально все это произошло из-за того, что на «зеленой» линии перестал работать один светофор. После этого, как могли наблюдать петербуржцы, вся транспортная система тут же дала сбой. Во всем городе. Все это может являться следствием последовательных ошибок развития транспортной инфраструктуры мегаполиса в целом и недальновидность отдельных чиновников в частности. На примере коллапса 2 мая можно наглядно объяснить, как эта система не работает.  

Если верить официальным заявлениям, началось все с поломки на Невско-Василеостровской линии метрополитена. Единственным исполнителем по текущему ремонту подземки является «Петербургский Метрополитен» — предприятие Смольного. Единственным исполнителем по капитальному ремонту, а также всем проектным работам, строительству и реконструкции метрополитена является «Метрострой Северной столицы», то есть также подконтрольное Смольному предприятие, назначенное таковым постановлением правительства от 1 октября 2021 года.

Если внимательно посмотреть, как проходят практически все закупки после этой даты, то выяснится, что либо не находятся субподрядчики, либо выявляются какие-либо нарушения. Например, начало реконструкции метро «Ладожская», когда подрядчика нашли далеко не с первого раза, из-за чего, в итоге, аварийная станция была закрыта позже положенного срока и будет открыта совсем в незапланированные ищначально сроки. Еще один пример – тендер на ремонт проходческого щита «Надежда», который находится в простое до сих пор, из-за чего будут перенесены сроки открытия метро «Богатырская» и «Каменка». Туда же можно отнести и проваленный тендер на проектировку продолжения коричневой линии метрополитена до «Каретной» — ни один подрядчик так и не нашелся

Список, на самом деле, намного больше. Каждый такой «провис» влияет на конечные сроки сдачи того или иного объекта в эксплуатацию. Отсюда и пробки из людей и машин в районе Комендантского проспекта 2 мая – часть этих пассажиров должны были перераспределить на «Богатырскую» и «Каменку», которые, как мы знаем, так и не могут пока построить из-за простоя щита «Надежда».

Сюда же могли бы пересадить часть автомобилистов, которые бы предпочли удобный и быстрый общественный транспорт. Однако для этого необходимо сделать в Петербурге систему выделенных линий, которая бы не прерывалась и была бы «зоной абсолютного запрета» для автомобилей. Однако «выделенки» в Петербурге носят скорее номинальный характер и часто соединяются только от «точки А» с «точкой Б», а не между собой. Отсюда же простой трамваев во время коллапсов – никто не запрещает личному автотранспорту выезжать на рельсы. При этом власти Петербурга не только не развивают трамвайное движение в городе, но и местами сокращают его.

Однако в это же время Смольный объявляет о расширении зон платной парковки. И эти вещи тоже взаимосвязаны – чем больше платных мест, тем меньше личного транспорта, тем больше автомобилистов пересядет на общественный. Однако вместо развития общественного транспорта губернатор Александр Беглов объявляет о начале так называемой «транспортной реформы», в ходе которой автобусов становится меньше, некоторые маршруты сокращаются, а интервалы между движением общественного транспорта увеличиваются. Таким образом непродуманная и не просчитанная транспортная модель превращает один маленький светофор в метро в глобальную проблему для всего пятимиллионного города.