Не с первого раза: власти Петербурга снова пытаются построить «Кудрово» и другие станции метро

Между тем старые станции одна за другой закрываются на ремонт, а город стоит в пробках.

В Петербурге на текущей неделе снова поищут тех, кто спроектирует участок Красносельско-Калининской линии метро от станции «Путиловская» до «Каретной». Также в ближайшее время будут объявлены торги по «Кудрово». Согласно программе развития метро, станция должна была стать конечной Лахтинско-Правобережной линии. Планы по строительству существуют давно, однако они, а также масштабная программа сети транспортно-пересадочных узлов до сих пор не реализованы. При этом в текущем году горожанам доставят неудобство массовые ремонты на уже существующих станциях.

Петербург традиционно стоит в 8-балльных пробках. Прошлогодняя транспортная реформа, несомненно, повысила комфорт при проезде наземным транспортом, но инфраструктурные проблемы так и не решила. В то время как в Москве пассажиров стимулируют чаще пользоваться метрополитеном (что помогает разгрузить дорожную сеть), в Петербурге станций все меньше. Только в текущем году на длительный ремонт ушли «Ладожская» и «Чернышевская», в разгар лета планируют закрыть «Пионерскую». Пользоваться оставшимися станциями также удается с трудом: из-за частичных ремонтов вход постоянно ограничивают в самый час пик.

В прошлом году было заявлено строительство 86 новых станций петербургского метрополитена, из которых 31 объект – первоочередные. Как выяснилось, это объем стратегии развития метро до 2030 года. Причем, часть заявленных станций уже должны были появиться, но планы постоянно менялись. Так, еще в 80-х был построен перегонный тоннель до станции, которую собирались назвать «Народная». В 90-х вместо нее в планах появилась станция «Кудрово», но на нее опять не хватило бюджета.

С 2018 года Смольный решает вопрос финансирования постройки «Кудрово». Тем временем Ленобласть уже выделила участки под объекты, т.е. регион выполнил все от него зависящее. Дело за проектировщиками, которых еще нужно выбрать, и этим не совсем успешно занимается Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Попытка петербургских чиновников найти исполнителей для проектирования участка коричневой ветки окончилась неудачей. По оценкам экспертов, для четырех станций была заявлена слишком низкая стоимость работ и слишком сжатые сроки. На этой неделе будет повторный запрос котировок. Пока соблюдение заявленных сроков по готовности всех объектов под большим вопросом.

Примечательно, что в Кудрово помимо вестибюля метро, автовокзала и иных объектов должен появиться одноименный транспортно-пересадочный узел (ТПУ), под который Ленобласть зарезервировала земельный участок. Строить его будет компания «Мегалайн». Объем инвестиций в проект составит 20 млрд рублей. В составе ТПУ появятся многоуровневый перехватывающий паркинг, комфортные зоны посадки-высадки пассажиров, комнаты матери и ребенка, охраняемые места для велосипедов, объекты общепита и другие.

Подобные объекты, согласно разработанной в 2014 году программе, собирались строить при 61 станции метро Петербурга. Казалось бы, как и в случае с метро, реализацию все это время тормозил финансовый вопрос. Но в 2021 году уже упомянутая компания «Мегалайн» заключила с администрацией Петербурга соглашение о строительстве ТПУ, предложив инвестиции в размере 186 млрд рублей. Сделать все обещали относительно оперативно – к 2025-2030 году. Однако даже при наличии инвестора данная программа не сдвинулась с места. Теперь чиновники сочли, что город не нуждается в таких объектах. При этом регулярно поднимается вопрос финансирования транспортного строительства из федерального бюджета.

Параллельно в столице именно массовое строительство ТПУ, а также станций метро, хорд и иных транспортных объектов позволило повысить комфорт пассажиров. Кроме того, по примерным оценкам на 7% снизилась загруженность городского центра. В Москве уже работают более 40 ТПУ, до конца 2024 года появится еще около 30 таких объектов. Также продолжается строительство кольцевых линий метрополитена и другой транспортной инфраструктуры.