В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Ипатьевском доме мученически погибла семья последнего российского императора. О жестком расстреле царской семьи в день 105-летия этого события «МК в Питере» рассказала историк Юлия Шувалова.
Каратели не пощадили никого. Помимо Николая II и Александры Федоровны и пятерых детей (Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, Алексея) погибли их камердинер Алоиз Трупп, горничная Анна Демидова, семейный врач Евгений Боткин и повар Иван Харитонов. Погибли даже питомцы: спаниель княжны Анастасии и французский бульдог княжны Татьяны.
В 1975 году дом инженера Ипатьева был снесен, но в 2000-2003 годах именно на этом месте был воздвигнут Храм на Крови, который сегодня является одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга. В крипте храма восстановлена комната, где совершился преступный расстрел. Перед храмом стоит крупная скульптурная группа, в которую входят фигуры всех погибших членов царской семьи.
Широко известны свидетельства, согласно которым Николай II предчувствовал свою мученическую кончину и был готов нести свой крест ради искупления грехов народа. Однако не император, ни его современники не могли представить, что вместе с ним эту страшную ношу разделит вся его семья.
Воспоминания, оставленные исполнителями расстрела, поражают хладнокровной жестокостью. Женщинам пришлось зашить некоторые особо ценные украшения в нижнее белье и корсеты, поэтому во время расправы одежда превратилась в бронежилеты. Пули отскакивали прочь, княжна Анастасия была тяжело ранена, но не погибла. Часть драгоценностей была вшита в подушку, которой прикрывалась Анна Демидова, оставшаяся живой. Их обеих добивали штыками.
Пост коменданта Дома особого назначения 4 июля 1918 года занял Яков Юровский. Вместе с ним в расстреле участвовали Григорий Никулин, Петр Ермаков, Михаил Медведев, Павел Медведев, Алексей Кабанов, Степан Ваганов и Виктор Нетребин. Разработчиком плана и руководителем расстрела был Юровский.
Тогда Екатеринбург был на грани сдачи Белой гвардии, а значит вопрос судьбы царской семьи стоял очень остро. Ленин потребовал, чтобы их вернули в Москву, но уральские чекисты ослушались приказа. Советское руководство осознавало масштаб трагедии и последствия, поэтому вначале отказывалось признавать факт гибели детей.
Спустя время стало известно, что в ночь на 17 июля 1918 года в доме Ипатьева погибли все члены царской семьи.
Автор: Стефания Барченкова, Дана Турта