В мурманском культурном центре «Контейнер-холл» с 9 по 29 июля работает выставка живописи «Линии баланса». Северяне с радостью приходят посмотреть на картины известной городской художницы – Ольги Цылёвой.
Яркие краски, арктическая тема и мягкость линий – это главные черты работ Ольги. Ее картины отличаются ироничностью, яркостью, мягкостью линий и действительно уникальным стилем. Ранее наша корреспондент, проникшись работами художницы, решила съездить на выставку и сделать фоторепортаж.
С автором работ нам удалось связаться немного позже открытия самой выставки. Ольга любезно согласилась побеседовать с корреспондентом «МК в Мурманске». Интервью с художницей – в нашем материале.
— Ольга, как у вас возникло желание заниматься творчеством и почему Вы решили выбрать именно рисование? Или это увлечение пошло с детства?
— Да, действительно, с самого раннего детства мечтала стать художником и всем родным говорила об этом. Ходила в школьный кружок, потом в художественную школу, затем поступила в художественное училище. Очень нравился сам процесс, использование разных художественных инструментов и то, что ощущаешь себя волшебником, творцом какой-то особой реальности.
Помню, такой мультфильм был в моем детстве – «Цветные карандаши». Он мне очень нравился тем, что все то, что рисовали карандаши, оживало, становилось настоящим. То есть какие-то палочки – линии, а выстроились в ряд, и получился заборчик или полосатый коврик. А на коврике уже загорают. А вот сейчас просто «накалякали» волнистые линии, закорючки всякие, а они взяли, да и превратились в тучки, и из тучек пошел настоящий дождь, а не просто какие-то палочки – линии. В детстве, глядя этот мультфильм, я поняла, что карандаш – это же самая настоящая Волшебная палочка! Вот это волшебство художника меня очень вдохновляло, хотелось стать таким вот чародеем.
— Когда Вы решили, что пора двигаться вперед?
— После второго курса Екатеринбургского художественного училища имени Шадра начала создавать творческие работы. Все лето рисовала по памяти и воображению веселые портреты своих друзей. Уже в начале третьего курса два моих портрета взяли на городскую выставку – «Традиционную осеннюю выставку живописи и скульптуры» в Выставочном зале Союза художников России в Екатеринбурге. Это меня, конечно, еще больше вдохновило. В течение следующих пары лет, я создала ряд новых картин. Это были портреты и натюрморты. Вскоре уже и на персональную выставку набралось достаточное количество работ. Это было в 1997 году.
— Мы слышали, что это уже не первая Ваша выставка. Сколько их еще было?
— Да, кроме участия в коллективных выставках, были и персональные. И в Екатеринбурге, где я жила до 2012 года, и в Мурманске. Чуть более десяти персональных выставок в Екатеринбурге и Свердловской области, и десять – в Мурманске и Мурманской области.
— Кроме северной тематики, рисуете еще на какие-то темы?
— В Мурманске, в основном, это конечно, Север – природа, город, люди. С 2021 года добавились еще цветы. Тоже, в основном, наши, северные. Цветущая рябина, черемуха, сирень; нехитрые, но такие милые лютики, сныть, клевер.
— Как художнику в Мурманске организовать свою выставку?
— Можно подать заявку в различные организации, занимающиеся выставочной деятельностью. Например, в Областной художественный музей, Городской выставочный зал, Контейнер-Холл, Центр современного искусства 21А и библиотеки. Думаю, что контакты можно найти в Интернете. Показать свои работы, попасть в выставочный план, творить и ждать своей очереди. Наверняка, можно и лично поговорить с кураторами на выставках других художников, они подскажут план действий конкретно для своего пространства.
— Немного изучив Вашу биографию, увидели, что Вы в Мурманске живете не всю жизнь, а переехали за мужем. Расскажите, где жили раньше, нравится ли на Кольском Севере и что вдохновляет больше всего в наших северных краях?
— Да, я переехала в Мурманск в 2012 году. До этого жила на Урале, в Екатеринбурге. Родилась в Ульяновской области, в средней полосе, на Волге. Так что пожила в разных регионах и климатических зонах. Есть с чем сравнить и чему удивиться на Севере. Первое знакомство с Кольским полуостровом произошло в августе 2011 года, а началось сразу с Териберки. На следующий год мы уже переехали сюда жить и вскоре всей семьей отправились на месяц в Краснощелье. Териберка, Краснощелье и Мурманск впечатлили очень многим. Баренцево море, чайки, морской порт, бескрайние просторы, суровая красота и чистота природы, незабываемые путешествия по Кольскому полуострову, полярный день и полярная ночь, северное сияние – все это было для меня ново и необычно.
— Какое место творчество занимает в Вашей жизни?
— Поскольку я и работаю тоже художником, то, конечно, очень большое. Если говорить именно о творческих живописных и графических работах, то, что греха таить, хотелось бы, конечно, больше уделять этому времени и внимания. Но все равно, очень здорово, и я очень рада, что получила именно ту профессию, какую хотела. Это счастье – заниматься любимым делом!
— Как Вы думаете, чему люди, даже далекие от искусства, могут научиться у художников?
— Думаю, взгляду на мир вокруг нас. Каждый человек видит по-своему один и тот же сюжет. Кто-то равнодушно пройдет мимо, кто-то просто восхитится, а художник нарисует и покажет это людям. Возможно и зритель посмотрит по-новому на нечто очень знакомое. А, может быть, наоборот: художник изобразит что-нибудь этакое незнакомое, неизвестное… Тогда, считай, зритель узнал что-то новое. Почти как книгу прочитал.
— Работы чьих авторов — среди современников и классиков Вас вдохновляют?
— Если о Севере, то вот, пожалуй: Константин Коровин, Николай Рерих и Рокуэлл Кент!
— Ваша манера живописи действительно отличается своей уникальностью и неповторимым стилем. Проникшись работами, начинаешь совсем по-другому смотреть на такой родной и знакомый город Мурманск. Как Вы вырабатывали именно свой стиль?
— Самые первые творческие работы были более мягкие по цвету, с «мохнатыми» краями. Довольно быстро сформировался любимый мною и по сей день стиль с черным контуром. Внутри буйство ярких чистых красок, а снаружи их сдерживает контур, некая граница. Мне нравится, как контур придает четкость и декоративность изображению. Несколько лет назад я узнала, что у такого стиля есть даже название – «клуазонизм»! От французского слова «клуазон» — перегородка.
Периодически я пробую уйти от жесткого черного контура, поэкспериментировать внутри этого стиля. То цвета выходят за контуры, то сами контуры цветные, то они становятся более штрихами, чем жесткими границами (как, например, в букетах). Но неизменно все же к контуру я возвращаюсь. Он вносит ясность и декоративность, которые мне очень нравятся.
Отвечая на вопрос корреспондента о творческих планах на будущее, Ольга рассказала, что хочет продолжить серию работ, посвященных путешествиям по Кольскому полуострову:
— Это и природа, и люди, и ситуации. А по результатам можно было бы организовать выставку, например, с таким названием, как «Дневник путешественника» или что-то похожее.
Удивительная красота северной природы вызывает у нас чувство прекрасного и вдохновляет на творчество. От всей души желаем Ольге успехов и новых прекрасных творений!
Автор: Мария Большакова