Вперед – в учебный год

В форуме приняли участие более семи тысяч педагогов, управленцев сферы образования, наставников и воспитателей. Мероприятия проходили на 96 площадках: круглые столы, семинары, практикумы, а также встречи с родителями. Обсудили массу вопросов: как повысить качество образовательных результатов и сформировать учебную самостоятельность ребят; как увеличить грамотность учеников начальной школы и вовлечь в науку всю семью; какие существуют методы профилактики негативных явлений и деструктивных проявлений обучающихся. Своими разработками с коллегами делились преподаватели биологии, географии, иностранных языков и информатики. Кроме того, проработали важные для учителей изменения и новые правила аттестации педагогов в 2023 году, а также возможности развития и перспективы роста молодых педагогов.

В рамках форума прошел областной слёт эковолонтёров и конференция по вопросам развития дополнительного образования, которая стала площадкой обмена опытом, разработки совместных проектов и инициатив по шести направлениям: познавательный туризм, медиа, школьный спортивный клуб, «Точка роста», театральное творчество и новые форматы экологических мероприятий для вовлечения детей и молодежи Калининградской области.

Министр образования Калининградской области Светлана Трусенёва провела традиционное собрание с родителями первоклассников, где рассказала о проекте по дополнительному образованию «Умная продленка», который позволяет школьникам посещать бесплатно кружки и секции вне зависимости от их фактической стоимости. Светлана Трусенева также выступила перед педагогами-участниками с публичной лекцией о проектах-«маяках» в образовании.

Кроме нее, в роли приглашённых спикеров свои публичные лекции провели директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения Российской Федерации Наталия Наумова, обозначившая ключевые направления развития системы воспитания в 2023/2024 учебном году; региональный министр экономического развития, промышленности и торговли Вероника Лесикова, раскрывшая участникам перспективы развития экономики Калининградской области; и профессор, доктор педагогических наук, директор Института педагогики СПбГУ Елена Казакова, которая рассказала об универсальных компетенциях в воспитании в эпоху нестабильности.

Церемония закрытия Форума прошла в концертном зале «Янтарь-холл» в Светлогорске. На интерактивных площадках педагоги-наставники дополнительного образования рассказывали и показывали участникам свои проекты, методы преподавания, уникальные технологии и нововведения.

Региональный куратор всероссийского проекта «Футбол в школе» Жанна Григонене, рассказала о том, что в этом, стартовавшем лишь в прошлом году, проекте участвуют уже 50 школ региона. Российский футбольный союз бесплатно предоставляет весь необходимый инвентарь для занятий футболом: мячи, манишки, фишки, брэндированные поло, ворота.

Проект интегрирован в учебный процесс: учителя физкультуры проходят обучение на платформе академии РФС, получают сертификаты, и на уроках физкультуры дети под их руководством играют в футбол.

– В футбол вовлечены не только мальчики, но и девочки, – говорит Жанна Григонене, – проводится региональная школьная футбольная лига, ее победители – ученики 57 и 44 школы Калининграда – 20 сентября поедут на межрегиональные соревнования в Москву, в «Лужники», где состоится грандиозный праздник футбола. Главная цель РФС – сделать школу неким спортивным центром, чтобы ребенку не нужно было никуда ходить, и он мог именно в школе заниматься любимым видом спорта.

Сотни калининградских ребят занимаются в Калининградском областном детско-юношеском центре экологии, краеведения и туризма. Еще бы, ведь там есть школа юного натуралиста, где опытные наставники дают дополнительную информацию о живом мире, флоре и фауне, показывают интересные явления под микроскопами, рассказывают о животных, а в зооуголке, где живут рыбки, птицы, ящерицы и даже небольшие змеи, можно своими глазами их рассмотреть, изучить, а некоторых даже погладить.

Но самое главное, ребята ходят со своими педагогами в незабываемые походы.

– В туристической составляющей мы рассказываем и показываем, как правильно сделать раскладку рюкзака, что туда класть, что с собой брать, как подготовиться и вести себя в туристическом походе, проводим соревнования, – поделился преподаватель туризма и биологии Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма Сергей Короткевич. – Дети, которые уже приобрели какой-то опыт, могут выступать в соревнованиях по ориентированию. Чтобы было интересно, все это пытаемся преподносить в виде игры. А с 14 лет ребята занимаются своими научными исследовательскими проектами. Наши преподаватели пишу свои авторские уникальные программы: у каждого наставника есть программа, которую он разработал, реализует, и каждый год эти программы обновляются. У меня есть авторская программа «Экспедиция по Янтарному краю», в ней туризм совмещен с биологией: в походах мы не просто жжем костер и поем песни, мы изучаем каких-то животных, виды растений, все, с чем встречаемся на местности.

Пожалуй, наибольший интерес вызвал тренировочный полигон для управления дронами, который установил на площадке форума центр цифрового образования детей «IT-куб Калининград». Попробовать управлять беспилотником хотели и взрослые, и дети. «IT-куб Калининград» ведет обучение ребят по 12 направлениям, связанным с IT: веб-разработка, создание мобильных приложений и компьютерных игр, VR, 3D-моделирование, программирование на python и другие.

Заместитель руководителя центра цифрового образования детей «IT-куб Калининград» Даниил Боров признает, что беспилотные авиационные системы интересуют сегодня ребят больше всего.

– Мы учим детей конструировать, пилотировать, программировать дроны и управлять ими, – рассказал Даниил Боров. – В октябре планируем провести фестиваль дронов, а в апреле – гонки дронов на большом полигоне в Калининграде. К нам приходят мальчики и девочки от 10 до 14 лет, они изучают алгоритмику программирования беспилотников, и у них замечательно получается ими управлять. Очень популярна программа программирования на python, потому что это универсальный язык, очень простой. Все это – прекрасное подспорье для подготовки к ЕГЭ по информатике.

Торжественную церемонию закрытия Педагогического форума открыло видео-обращение министра просвещения России Сергея Кравцова. Он поздравил педагогов с наступающим новым учебным годом и рассказал, что в этом году в стране запустили акцию «Спасибо, учитель!», на которую откликнулись более полумиллиона человек: они отправили открытки с добрыми словами и благодарностью любимым педагогам. Министр проинформировал участников о том, что популярность профессии учителя растет среди молодежи, о чем свидетельствуют цифры: во время приемной кампании 2023 года было  подано рекордные 355 тысяч заявлений абитуриентов, которые желали поступить на педагогические специальности. К тому, же, отметил Кравцов, с этого года победители профессиональных конкурсов «Учитель года», «Директор года», «Воспитатель года» начнут получать денежные призы в размере от 200 тысяч рублей. Увеличилось также количество денежных премий учителям за достижения в педагогической деятельности.

Учителя и ученики будут работать в еще более комфортных условиях. В 2023 году в России планируется ввести в эксплуатацию 415 новых школ и капитально отремонтировать 1760 зданий. К новому учебному году в селах и малых городах откроются новые «Точки роста», it-кубы, кванториумы, а также уже отремонтированы и оборудованы спортивные залы и спортплощадки в более, чем в 4000 школ. Более 85% школ имеют спортивные клубы, а школьных театров уже более 30 тысяч по всей стране.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов обратился к собравшимся уже лично. Он рассказал о том, что в Калининградской области выделили приоритеты в образовании: это подготовка медицинских и инженерных кадров, специалистов для агропромышленного комплекса, сферы туризма, it, сотрудников для возникающих на стыке разных отраслей новых производств, а также кадров для самой системы образования. Так, для создания инфраструктуры инженерных классов в этом году школам выделили 22 миллиона рублей. Они будут направлены  на приобретение специального оборудования. В этом году впервые откроют свои двери 16 новых профильных медицинских классов для более, чем 300 обучающихся. На развитие сети медицинских классов в 2024 году выделяют 35 миллионов рублей, а в следующие два года финансирование будет увеличено до 60 миллионов рублей в год. Губернатор отметил, что в регионе продолжаются строиться школы: до конца следующего года откроются свыше 8 тысяч новых мест в школах и около 500 мест в детских садах.

Затем губернатор вручил педагогам заслуженные ведомственные и государственные награды. Кроме того, из рук Антона Алиханова семь учителей из разных школ региона получили сертификаты в размере двух миллионов рублей на приобретение жилья.

Учитель русского языка и литературы Классической школы г. Гурьевск Татьяна Ваничкина получила медаль за заслуги перед Калининградской областью, что по ее словам, стало полной неожиданностью.

– Я очень люблю свою Калининградскую область и постоянно детей вожу на экскурсии по нашему краю, – рассказала Татьяна Тимофеевна. – Когда-то у нас был прекрасный предмет «История западной России», это было так важно и так нужно! Преподавая его, кроме русского языка и литературы, я и сама столько узнала и поняла о нашем крае! Раньше мы ничего не знали об истории нашей области, мы жили в том времени, когда камни разбрасывали, а теперь мы камни собираем. Мы с детьми ездим по местам, где происходили героические события, связанные с легендарной разведгруппой «Джек», посещаем памятники героям 1812 года и тевтонские замки, места, где происходили сражения Первой мировой войны, есть у нас и маршрут «Наполеоновские войны». Нашим детям столько приходится учиться, что любые поездки вызывают у них восторг, детям нравится быть вместе, общаться, а телефоны во время поездок я запрещаю.

Подвела итоги форума Министр образования Калининградской области Светлана Трусенева:

– Обсуждение состоялось, говорили о вопросах воспитания и образования, о реализации проектов-«маяков» по инженерным, космическим, медицинским классам, и в целом по подготовке кадров для инновационных предприятий, которые сейчас активно развиваются в наших технопарках в Черняховске и Храброво. Отдельный вопрос – обеспечение кадрами самой системы образования: в этом году получилось отработать модель целевых договоров с абитуриентами, установить для них меры поддержки, а также базовые выплаты при трудоустройстве. Будем совершенствовать систему сертификатов, расширяя ее как по предметам, так и пересматривая саму сумму на эти цели. Но и самое главное: пришли новые педагоги, они приезжают из Новосибирской, Томской, Иркутской, Мурманской, Архангельской областей, в том числе по программе «Земский учитель». Но основной приток, конечно, это молодые специалисты – выпускники БФУ имени Канта.

По итогам работы Августовского педагогического форума будет подготовлена обширная резолюция, которая обозначит задачи региональной системы образования на начинающийся учебный год.

Автор: Жанна Мейлер

Новости партнёров