Пилотный проект по применению противогололедного реагента «Бионорд» запускают в Петербурге. На весь зимний период будет закуплено около 20 тысяч тонн экспериментального материала для уборки улиц, об этом на заседании правительства 18 сентября сообщил глава комитета по благоустройству Василий Пониделко. Однако стоит ли петербуржцам рассчитывать на аккуратные и лишенные льда улицы, пока остается большим вопросом. Как показывает печальная практика других регионов, «Бионорд», если его использовать неправильно, может принести больше вреда, чем пользы.
Миллионы на реагент
Прошлой зимой Петербург столкнулся с серьезной проблемой нехватки дворников. В нынешних условиях город ждет новая проблема, связанная с использованием реагентов для уборки улиц. Любопытно в этой ситуации то, что ближайшая зима — предвыборная. Остается надеяться, что в Северной столице не произойдет того, что случилось зимой 2018-2019 годов. Тогда город неоднократно засыпали снегопады, а осадки выше нормы не успевали убирать. Состояние улиц на этот раз станет вызовом и для Евгения Разумишкина — нового вице-губернатора, ответственного за ЖКХ.
На заседании две недели назад глава комитета по благоустройству Василий Пониделко рассказал, что в Петербурге запускают экспериментальный проект по использованию противогололедного материала «Бионорд». Его планируют применять в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском районах, а также на Васильевском острове. От песка и соли власти не отказываются, но использовать их будут поменьше. При этом реагент, конечно, выйдет городу дороже. На сайте госзакупок уже есть несколько заявок от различных учреждений города для поставки материала.
Например, в начале года администрация Петербурга заключила контракт на 861 тысячу рублей. На эту сумму приобретено 24 тысячи кг реагента (40,25 рубля за килограмм). В технических требованиях сказано, что реагент должен быть многокомпонентным. В его состав обязательно должны входить четыре составляющие: хлорид кальция, хлорид натрия, биофильная добавка и ингибиторы коррозии. При этом частицы сыпучего материала должны быть преимущественно в размере от 1 до 5 мм. В проектной документации назван и класс опасности — IV.
В сентябре 2023 года аналогичное объявление на поставку опубликовало ГКУ «Жилищное агентство Центрального района». Контракт обошелся в 2,02 млн рублей — это 1825 упаковок реагента (по 20-25 кг каждая). КГУ «Жилищное агентство Колпинского района» закупило 1500 мешков (по 23 кг) на 1,7 млн рублей.
Администрация Кировского района потратит на противогололедные материалы 11,3 млн рублей. Однако большая часть этих средств пойдет на техническую соль (9 млн рублей) и песок (460 тысяч рублей). На 20 тысяч кг антигололедного реагента «Бионорд Универсал» потратят 1,8 млн рублей.
Серая кашица
По мнению главы комитета по благоустройству Петербурга, эксперимент с реагентом «Бионорд» поможет улучшить качество уборки тротуаров, особенно в историческом центре. Как это будет — покажет лишь время, однако опыт других регионов ничего хорошего не сулит.
Использование реагента «Бионорд» критиковали в Красноярске, Екатеринбурге, Саратове и не только. Показательная история происходила и в Новосибирске, где материал используют уже несколько лет. В 2021 году зимой местные жители жаловались на лужи и слякоть в городе, которые были вызваны не «теплой сибирской погодой». Досталось реагенту и от автомобилистов. К примеру, автоэксперт Алексей Носов считает его весьма эффективным, но слишком сложным в использовании.
— «Бионорд» сам по себе объективно хороший материал, это неплохое изобретение. При правильном применении он и безопасен, и эффективен. Главная проблема заключается в профессионализме тех людей, которые его используют. Дело в том, что в «Бионорде» должны содержаться в нужных объемах ингибиторы коррозии — это специальная присадка, которая противодействует появлению ржавчины на автомобилях. Если ее не добавлять в надлежащем количестве, то реагент становится очень агрессивным. Не знаю, вредит ли он обуви или животным, но водители жаловались, что их машины начали цвести после взаимодействия с материалом, — пояснил Алексей Носов.
По словам автоэксперта, есть более существенная проблема, с которой и столкнулся Новосибирск. Смесь, которая образуется после обработки дороги «Бионордом», по его мнению, не создает хорошего сцепления автомобиля с дорогой.
— Как работает всем привычная песко-соляная смесь? Соль растапливает снег со льдом, превращая его в воду. В результате образуется снежно-водяная кашица. Но за счет того, что в ней содержится песок, она превращается в абразив. Поэтому сцепление колес с дорогой, даже если на ней вновь образовалась наледь, будет выше. Но в составе «Бионорда» песка нет. Реагент намного быстрее соли растапливает снег, лед, наледь, накаты, что угодно. После того как он отработал, сцепления не будет. Поэтому материал необходимо как можно быстрее убрать, чтобы остался чистый и сухой асфальт. В зависимости от разных факторов время уборки может быть разным, но обычно это до 3 часов. В Новосибирске реагент быстро делал свою работу, но его не убирали, и он вновь быстро замерзал. На дорогах, как это называют автомобилисты, образовывалась стекловидка — прям чистейший лед, из-за которого становилось лишь хуже, — рассказывает автоэксперт.
В результате неправильное использование «Бионорда» может приводить к нескольким печальным последствиям. Как уже упоминалось, это коррозия автомобилей. Чтобы от нее защититься, отмечает автоэксперт, водителям придется применять антикоррозионную обработку — это далеко не дешевая услуга. И делать придется ее за свой счет. Кроме того, если реагент своевременно не убирать, это может создавать проблемы с точки зрения безопасности дорожного движения из-за скользкой дороги.
На чужие грабли
Когда в Новосибирске произошел пик жалоб на реагент, ситуацию прокомментировал уже бывший начальник управления автомобильных дорог Юрий Сердюк. Чиновник во время пресс-конференции ТАСС подтвердил, что проблема кроется не в «Бионорде», а в неправильном использовании реагента. Дело в том, что на один «квадрат» спецтехника щедро сыпала 200-400 граммов материала, в то время как необходимо было всего 20-30, то есть в 20 раз меньше.
При этом уменьшить дозировку было затруднительно по нескольким причинам, пояснял Сердюк. Во-первых, в городе использовалась старая спецтехника. На такой регулировать количество реагента можно только за счет скорости. Однако возможность быстро рассыпать материал была только в ночное время, когда дороги пусты. Во-вторых, в Новосибирске был дефицит новой спецтехники, которая бы сразу использовала необходимую дозировку и экономила материал.
Редакция «МК в Питере» направила запрос в пресс-службу комитета по благоустройству Петербурга на имя его председателя Василия Пониделко. В нем мы поинтересовались, какой состав имеет закупленный для Петербурга реагент, безопасен ли он как для людей и животных, так и для окружающей среды, а также какие нормы необходимо соблюдать при его использовании. Кроме того, имеется ли у города необходимая спецтехника для его применения и в каком количестве. Ведь опыт Новосибирска еще никто не отменял. На момент публикации материала ответ на запрос не поступил.
Эксперимент с реагентом «Бионорд» действительно может помочь Петербургу в борьбе со снегом и льдом на дорогах и тротуарах. Однако ответственным необходимо строго соблюдать все регламенты и правила: по химическому составу материала, его применению, своевременной уборке. Это абсолютно другая методика, кардинально отличающаяся от использования более привычной песко-соляной смеси. Если же правилами пренебрегать, Северная столица лишь повторит печальный опыт других регионов. Сможет ли справиться с этим спецтехника Петербурга, новый вице-губернатор Евгений Разумишкин и инициатор проекта Василий Пониделко, узнаем уже в этом году.
Автор: Ирина Меркель