Официально сезон в фигурном катании в России начнется на следующей неделе, когда в Уфе пройдет первый этап Гран-при. Международный союз конькобежцев (ISU) продлил санкции в отношении российских спортсменов, и нашим фигуристам придется довольствоваться стартами внутри страны.
Их будет много: шесть этапов Гран-при, чемпионат России в Челябинске в декабре, Спартакиада сильнейших в феврале в Магнитогорске, турнир шоу-программ «Русский вызов», чемпионат страны по прыжкам и Кубок Первого канала. Два последних соревнования пройдут в Санкт-Петербурге.
Экстренная замена
По традиции официальным стартам предшествуют контрольные прокаты участников сборной страны. Еще несколько лет назад это было рутинное мероприятие, на котором специалисты оценивали программы, поставленные к новому сезону. Арбитры и руководители федерации советовали фигуристам и тренерам внести необходимые коррективы, а иногда и просто заменить неудачную постановку. Так было с Михаилом Колядой, которому настоятельно рекомендовали оставить еще на сезон его удачную программу на музыку из мультика «Ну, погоди!».
В последние годы контрольные прокаты превратились в настоящее шоу. На них продают билеты, фанаты того или иного фигуриста устраивают настоящие перформансы, а трансляции по главному федеральному телеканалу страны идут в прайм-тайм. Все обставлено как в настоящем шоу, с ведущими, которые берут интервью у запыхавшихся спортсменов сразу же после окончания прокатов, с широким обсуждением в социальных сетях. Только еще никогда на контрольных прокатах не запрещали кататься под «неправильную» музыку.
Таковой была признана песня немецкой группы Rammstein. Под нее была поставлена короткая программа серебряного призера последнего чемпионата России Петра Гуменника. Только буквально перед самым выездом в Москву, как рассказала наставница фигуриста Вероника Дайнеко, тренер Тамара Москвина показала ей электронное письмо. В нем говорилось, что в нынешних реалиях кататься под музыку немецких рокеров непатриотично и вообще неправильно. Отметим, что Гуменник представляет на соревнованиях спортивный клуб фигурного катания Тамары Москвиной, а Дайнеко работает в нем с одиночниками. Рекомендация начальства была воспринята ими как руководство к действию.
На контрольных прокатах Гуменник показал прошлогоднюю короткую программу, в чем не было никакого смысла. Она хорошо известна специалистам, все необходимые рекомендации были выданы ими еще в прошлом году. Мир фигурного катания разделился на два лагеря. Некоторые тренеры и действующие спортсмены выступили с заявлениями, что Rammstein в нынешней ситуации действительно неуместен. Хотя сразу же возникает вопрос: а уместен ли Элтон Джон или Рихард Вагнер?
То ли можно, то ли нет
Мнение другой стороны лучше всего выразил в беседе с журналистом «МК в Питере» питерский фигурист Матвей Ветлугин. Он решительно осудил запреты на музыку, в какой бы форме они ни выдавались. «Не могу сказать, что мы с Петей близкие друзья, — подчеркнул Матвей. — Просто в сложившейся ситуации следовал внутреннему порыву».
Как подчеркнул Ветлугин, у спортсменов, тренеров и постановщиков должна быть свобода творчества. Особенно в выборе музыки. Нельзя ни запрещать Rammstein, ни критиковать выбор Дмитрия Алиева и Александра Самарина, отдавших предпочтение патриотической российской музыке. «Если кто-то хочет кататься под “Любэ“, это его выбор, — сказал Ветлугин. — Песня “Течет река” очень мелодичная и подходит для музыкального сопровождения программ фигуристов. Если Алиев посчитал ее подходящей для себя, никто не имеет права его осуждать».
По словам ученика Алексея Мишина, у российских фигуристов преобладает чувство товарищества и честного соперничества. Они поддерживают друг друга. Бывают, конечно, конфликтные ситуации, но в случае с якобы имевшимся запретом на выступление Гуменника под Rammstein фигуристы проявили с ним солидарность.
Возникает вопрос: а кто же все-таки запретил питерскому фигуристу показать подготовленную к сезону программу на контрольных прокатах? Министр спорта Олег Матыцин заявил, что не давал федерациям рекомендаций по подбору музыки. Это относится не только к фигурному катанию, но и к другим видам спорта, где используется музыка: спортивной и художественной гимнастике, синхронному плаванию. Правда, тут же из уст министра спорта прозвучала фраза о том, что к выбору музыки нужно подходить ответственно.
Руководители Федерации фигурного катания на коньках России вообще не комментировали скандальную ситуацию. Генеральный секретарь ФФККР Александр Коган на вопросы журналистов, присутствовавших на контрольных прокатах, ответил коротко: «Не занимайтесь ерундой». Хотя ситуация действительно оказалась близка к тупиковой. Какую-то короткую программу Гуменнику в новом сезоне исполнять нужно.
Тема закрыта?
Заменить музыку, особенно к короткой программе, не меняя расстановки элементов и идею постановки, не так уж сложно. На Олимпиаде в Ванкувере оригинальный танец должен был исполняться в народных ритмах. Тренер Наталья Линичук решила быть оригинальной и поставила для Оксаны Домниной и Максима Шабалина не русский народный танец, а пляску австралийских аборигенов. Получилось действительно оригинально. Только автор музыки, которую использовали российские фигуристы, возмутился и потребовал такие авторские отчисления, что даже премии за олимпийское золото могло бы не хватить. Буквально за неделю пришлось менять музыку. Танец от этого совершенно не пострадал.
Первой попыталась разрядить накалившуюся на контрольных прокатах обстановку Москвина. «Тема музыки Гуменника закрыта, — сказала она журналисту «МК в Питере». — Занимаемся текущими делами». Правда, как именно закрыта тема, Тамара Николаевна не пояснила. Оставалось только гадать. Сам Гуменник тем временем отправился на шоу Евгения Плющенко в Пекин.
В нынешних реалиях, когда российские фигуристы лишены возможности зарабатывать призовые на международных турнирах (на российских соревнованиях они все-таки ниже), шоу очень выручают. Многие действующие спортсмены осенью без отрыва от подготовки к новому сезону солировали в проекте Ильи Авербуха «Письма любви» на олимпийской арене в Сочи, кому-то предоставил возможность подзаработать Плющенко. Среди тех, кто отправился в Китай, был и олимпийский чемпион Пекина в команде Александр Галлямов. Он и приоткрыл завесу тайны, связанной с Гуменником и Rammstein.
Российская смекалка
Питерский парник и по совместительству бомбардир футбольной команды Медиалиги «Чисто Питер», которую тренирует Владислав Радимов, выложил на своей страничке в социальной сети видео с тренировки Гуменника. Он катался под Rammstein, но песня звучала на русском языке в исполнении мульти-инструменталиста Олега Абрамова. Поклонники современной музыки знают его под ником Radio Tapok. Только этот Тапок не лаптем щи хлебает. Такую обработку сделал, что сами немцы могут восторгаться. Да еще и известный аранжировщик Александр Гольдштейн, который для фигуристов сборной СССР музыку обрабатывал, к работе подключился.
Прокомментировал «новое» музыкальное сопровождение своей короткой программы и сам Гуменник. «Рад, что нашелся выход из, казалось, безвыходной ситуации, — сказал он в Пекине сопровождавшим российских фигуристов на шоу журналистам. — И не обидели никого, и можно продолжать катать программу, которую готовил к сезону. К новому варианту музыки даже не пришлось привыкать».
По словам Гуменника, эту идею предложил он сам. Приняли ее не сразу, но после обсуждения пришли к выводу: это хорошее решение. Хорошо, что скандал погасили, не дав ему разгореться.
Интересно, сделают ли какие-то выводы из случившегося руководители ФФККР и Минспорта РФ? Может быть, все-таки объявят о том, что можно, а что нельзя? Можно ли в принципе использовать зарубежные песни с непонятными широкой публике словами для постановок программ российским фигуристам и каким критериям должны отвечать российские исполнители, чье творчество достойно воплощения на льду? Ведь даже Петра Ильича Чайковского с учетом риторики депутатов Госдумы РФ можно запретить.