Консерватизм небольшой группы людей может быть серьезной преградой на пути развития целого города. Редакция «МК в Питере» обратила внимание на интересную закономерность: если новые крупные проекты в Петербурге стабильно подвергаются критике и нападкам активистов, то в итоге оказываются отнюдь не злом, как бурчат некоторые граждане, а наоборот, любимыми местами петербуржцев.
Примеров тому можно вспомнить немало. Взять хотя бы Мариинский театр в самом сердце Петербурга: когда в нулевых годах начали строить вторую сцену, активисты верещали, что власть «разрушает исторический центр», «игнорирует острейшие социальные проблемы простых горожан» и планирует «разрушить целый квартал в исторической части Санкт-Петербурга и на бюджетные деньги, используя сомнительный проект архитектора Перро, построить вторую сцену Мариинского театра».
Это дословная цитата из новостей 2005 года. В 2023 году новости о второй сцене Мариинского театра иные. Вот, что пишут в группе любителей театра в соцсети «Вконтакте» в четверг, 23 октября: «Сегодняшний день стал настоящим праздником увидеть великолепное музыкальное произведение — оперу Антона Рубинштейна «Демон» на новой сцене Мариинского в постановке Елизаветы Корнеевой».
Впрочем, театр место, мягко скажем, не для всех. То ли дело «Лахта-центр» – самый высокий в Европе и самый северный в мире небоскреб. История борьбы активистов со строителями этого объекта стала частью истории Петербурга. Не будем пересказывать, кто и что делал — это тема, наверное, для полноценной научной работы.
А вот что писали СМИ в 2018 году, когда «Лахта-центр» поставили на кадастровый учет, опять процитируем дословно: «Действительно, небоскреб хорошо виден из любой части Петербурга, однако не давит на привычные панорамы города. Более того, сооружение стало одним из символов новой архитектуры Петербурга».
Есть и более свежие примеры того, как протест сменялся едва ли не признаниями в любви. В 2021 году в Красногвардейском районе начали благоустраивать Заневский парк. Поначалу отношение к тему выражалась в таких интернет-комментариях, увековеченных публикациями СМИ: «Ужас! Хуже однозначно», «Жаль. Уродуют».
Спустя год, когда благоустройство близилось к завершению, заголовки новостей о парке поменялись: «Довольные жители гуляют в парке, не дожидаясь открытия».
Протестовали в Петербурге не только против строек, но и против транспортной реформы – введения новой модели транспортного обслуживания, как ее называют в Смольном. Поначалу противники говорили, будто с отменой маршруток не на чем будет ездить, изображали бунт из-за изменения маршруток. В итоге спустя год с лишним после начала реформы сколь-нибудь существенных жалоб не осталось, и люди, как говорится, голосуют рублем.
«По итогам 2022 года автобус стал вторым по популярности транспортом после традиционного лидера – метрополитена», – сообщили в ГУП «Организатор перевозок».
Подводя итоги своих наблюдений, редакция «МК в Питере» пришла к выводу, что «мальчики для битья» в Петербурге будут всегда, ведь город развивается. И посмотрев, на кого ворчат недовольные сейчас — к примеру, на строителей Широтной магистрали скоростного движения (ШСМД) или создателей намывных территорий — можно понять, где будет хорошо и удобно в будущем.
Автор: Никита Ковальский
