В Петербурге запускают экспериментальный проект по использованию противогололедного реагента «Бионорд». Химический материал поначалу опробуют в Адмиралтейском, Центральном, Петроградском районах и на Васильевском острове. Закупить планируется около 20 тысяч тонн реагента, который будут массово рассыпать на труднодоступных для уборки дорожках и под водосточными трубами. Ответственность за качественную уборку улиц Петербурга этой зимой ложится на Василия Пониделко — председателя комитета по благоустройству, а также на Евгения Разумишкина — нового вице-губернатора Петербурга, ответственного за ЖКХ.
«МК в Питере» направил запрос в пресс-службу комитета по благоустройству об использовании «Бионорда». Ведомство прислало развернутый ответ, который, однако, во многом расходится с мнениями экспертов из разных сфер. Депутат из Красноярска рассказал о том, как и почему добился полного запрета на использование реагента, эколог из Уфы — об опасности этого материала, а автоэксперт из Новосибирска — о его вреде для машин.
Панацея от льда
На заседании правительства 18 сентября Василий Пониделко отчитался губернатору о подготовке предприятий к зимней кампании. Так, для улучшения качества уборки тротуаров в городе запускают пилотный проект по использованию реагента «Бионорд».
В пресс-службе комитета по благоустройству «МК в Питере» дали подробный ответ о «Бионорде», его преимуществах и технологии использования. По данным ведомства, материал закупают дорожные предприятия в готовом виде, в его состав обязательно входят: хлорид натрия, хлористый кальций, ингибитор коррозии и биофильные добавки. Состоит реагент из 1-5-миллиметровых гранул. Класс опасности — IV. Кроме того, химическое средство имеет всю разрешительную документацию.
Из ответа Комблага следует, что реагент можно использовать круглую зиму: до начала снегопада для профилактики, во время выпадения осадков и для удаления образовавшейся наледи. Среди плюсов «Бионорда» указано следующее:
позволяет полностью отказаться от песка и противогололедных материалов на его основе; имеет высокую плавящую способность, время плавления льда составляет 5-15 минут; первое время действует как фрикционный материал, увеличивает сцепление с дорожной поверхностью за счет шероховатости; равномерно воздействует на обрабатываемую поверхность; низкая рабочая температура, эффективен до −30 °C; полностью растворяется, не оставляя следов на очищенной поверхности; снижает коррозийную активность ПГМ на окружающую среду и элементы дорожной инфраструктуры; не накапливается в почвах, снижает воздействие хлоридов на растения.
В качестве эксперимента в Петербурге будут использовать реагент на узких тротуарах, где невозможна механизированная уборка, а также под водосточными трубами и в других труднодоступных местах. Техника применения «Бионорда» следующая:
1. Очистить от снега обрабатываемую поверхность;
2. Равномерно распределить противогололедный материал (вручную или с помощью спецтехники, оборудованной дозировочным устройством с увлажнением). В среднем необходимо 20-40 грамм на 1 кв. м. Однако при сильных морозах дозировку можно увеличить до 150 грамм на 1 кв. м.
3. Подождать 40-50 минут, при обильных снегопадах — не более 3 часов.
4. Удалить оставшуюся массу механизированным способом. Если снегопад продолжается — повторить весь цикл заново.
Теоретически реагент «Бионорд» — действительно неплохое средство борьбы с наледью. Однако главная сложность остается в правильной технике применения.
«Всем известная…»
В Красноярске уже два года как полностью отказались от «Бионорда», однако этому предшествовала многолетняя борьба, несколько крупных скандалов и даже пара судебных дел. Как рассказал «МК в Питере» депутат Красноярского горсовета Роман Крастелев, с использованием реагента город «превратился в одну большую грязевую лужу». По его словам, автомобилисты жаловались на гниющие машины, а владельцы животных — на появление ранок на лапах их питомцев и аллергию.
— Если применять «Бионорд» строго по методичке — все будет хорошо. Однако это можно сделать только в лаборатории, научном инкубаторе, защитить научную диссертацию и все. На практике требования выполнить невозможно. Предварительно нужно удалить снег с дороги. Через час-два, в зависимости от температуры, нанесенный реагент необходимо удалить. Иначе эта растаявшая каша попадет в водные объекты, почву и так далее. Естественно, никто у нас этим не занимался, — рассказывает Роман Крастелев.
По словам депутата, для жителей Красноярска слово «Бионорд» уже стало ругательством. Роман Крастелев рассказывает, что он сам несколько раз в открытую называл его нелицеприятным словом, из-за чего производитель реагента даже подал на него в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Решение по делу «МК в Питере» нашел в картотеке Арбитражных дел. Выдержку из документа дела мы приводим почти дословно.
«Довод истца о том, что использование выражения «всем известной химической… (тут было слово из-за которого, собственно и вышел судебный спор, мы его не будем приводить – прим. ред.)» носит оскорбительный характер, отклоняется судом Кроме того документального подтверждения того, что оспариваемая информация повлияла на деловую репутацию истца и сказалась на его экономической и предпринимательской деятельности, в дело не представлено», — сказано в решении.
— Вообще любые реагенты — это такой Клондайк для различных коррупционных схем. Допустим, предприятие закупило килограмм материала, а отчиталось о пяти. Кто потом посчитает, сколько его было на самом деле? Реагент использовали, он растаял. Второй момент в том, что бюджетные деньги списываются по нормативной технологии, то есть за три выезда: предварительную уборку снега, распределение «Бионорда» и его уборку. А на самом деле выезд обычно один, — отметил депутат.
Несостыковки в составе
Обнаружить некоторые нестыковки в ответе комитета по благоустройству «МК в Питере» помог председатель Союза экологов Республики Башкортостан Александр Веселов. Специалист выступает против применения «Бионорда» в городе Уфа. Ученый обратил внимание на IV класс опасности реагента (малоопасное вещество), на который указало ведомство. Однако, по словам эксперта, это невозможно, так как в состав материала входит хлористый кальций и хлористый натрий, а они относятся к III классу опасности, и считаются умеренно опасными.
— Второй вопрос — в технологии нанесения. Предполагается, что на 1 квадратный метр нужно 20-40 граммов реагента, максимально — 150. Но наши дворники, как правило, технологию применения не соблюдают и вещество не дозируют. А теперь давайте посчитаем. Допустим, на 1 кв. м. берется 40 грамм. Его применяют на дорогах и тротуарах города — это минимум десятки квадратных километров, а значит — сотни тонн «Бионорда», который высыпают на город. И это только однократно для разового применения, — рассуждает эколог.
В ответе комитета также указано, что реагент полностью растворяется и не оставляет следов на очищенной поверхности. Однако становится непонятно, зачем тогда его необходимо убирать после использования? Александр Веселов уверен, что около 15% массы реагента «Бионорд» остается на дорогах, а основная растворимая часть вредит почве и грунтовым водам, хотя комитет и тут пишет обратное. По словам эколога, по весне реагент вместе с растаявшим снегом стекает через ливневую канализацию в реки без какой-либо очистки талых вод. Кроме того, отмечает наш собеседник, материал наносит ущерб растениям и деревьям. В Уфе, рассказывает он, наблюдается массовое усыхание деревьев, особенно молодых саженцев, которые не могут прижиться вдоль дорог, где использовали реагент.
— Подвергаются воздействию этого токсичного вещества и животные, гулять с ними по тротуарам стало проблематично: у них на лапах появляются язвы или воспаления. Страдают и сами люди, вернее — их обувь. Она расползается, трескается, носится сезон, максимум два, а потом — на выброс. И последний момент — это влияние на здоровье. У людей, — хотя это было и раньше, но сейчас значительно расширилось — появилась аллергия на таяние снега: ринит, заложенность носа, раздражение слизистой и не только. Таким образом, экологичнее для весенней уборки дорог все же использовать обычный песок, хотя это более трудозатратно, — делится Александр Веселов.
Машины гниют
Как сказано в ответе комитета, применение реагента «Бионорд» «снижает коррозийную активность на окружающую среду и элементы дорожной инфраструктуры». Однако об обратном говорит опыт использования этого материала в Новосибирске, которым поделился с «МК в Питере» автоэксперт Алексей Носов.
— «Бионорд» сам по себе объективно хороший материал, это неплохое изобретение. При правильном применении он и безопасен, и эффективен. Главная проблема заключается в профессионализме тех людей, которые его используют. Дело в том, что в «Бионорде» должны содержаться в нужных объемах ингибиторы коррозии — это специальная присадка, которая противодействует появлению ржавчины на автомобилях. Если ее не добавлять в надлежащем количестве, то реагент становится очень агрессивным. Водителям, которые захотят защитить свои автомобили, придется применять антикоррозийную обработку — это далеко не дешевая услуга, — пояснил автоэксперт.
Как отмечает Алексей Носов, если вовремя не убирать «Бионорд» — на дороге создается аварийно-опасная ситуация. Например, при использовании песко-соляной смеси, соль растапливает лед, а песок превращается в абразив, что создает хорошее сцепление колес с дорогой. Но в реагенте песка нет.
— После того как реагент отработал, сцепления не будет. Поэтому материал необходимо как можно быстрее убрать, чтобы остался чистый и сухой асфальт. В зависимости от разных факторов время уборки может быть разным, но обычно это до 3 часов. В Новосибирске реагент быстро делал свою работу, но его не убирали, и он вновь быстро замерзал. На дорогах, как это называют автомобилисты, образовывалась стекловидка — прям чистейший лед, из-за которого становилось лишь хуже, — рассказывает специалист.
Эксперимент на людях
Предстоящая зима может обернуться для Северной столицы двумя вариантами развития. В первом — комитет по благоустройству покажет, как нужно правильно избавляться от наледи на тротуарах и дорогах, а горожане — навсегда забудут, что это такое. Второй вариант развития эксперимента более опасный. Петербуржцы и так каждый год страдают из-за резких перемен в погоде: с утра они скользят по льду по дороге на работу, а днем — уже тонут в лужах. Если к этой схеме добавить еще и воздействие новых химикатов, то ситуация повернется неизвестно как. Хотя, конечно, материал может повести себя абсолютно иначе, по сравнению с Сибирью.
Основная проблема реагента «Бионорд», как неоднократно подчеркивали эксперты, в его неправильном применении. Однако, если дело лишь в этом, почему другие города годами не могут исправить ситуацию? Красноярску, напомним, помог полный отказ от материала. Также остается открытым вопрос экологической безопасности материала, но независимых экспертиз, как рассказал эколог Веселов, на этот счет нет.
Чем закончится эксперимент председателя комитета по благоустройству Василия Пониделко на петербуржцах — сможем узнать уже в ближайшие несколько месяцев. Однако тренироваться, как говорил Балбес в «Операции Ы», лучше на кошках. Имея в виду, конечно же, искусственных животных.
Автор: Ирина Меркель