Дни Эрмитажа: сохранение прошлого и шаги в будущее

В Петербурге в рамках Дней Эрмитажа активно обсуждаются инновации в искусстве. Представители крупнейшего музея страны поделились опытом внедрения новых технологий с коллегами — проектом «Цифровое искусство». Он способен помочь сохранить уникальные экспонаты и при этом способствует привлечению в музеи капитала.

Государственный Эрмитаж в очередной раз выступил не только как хранитель музейных традиций, но и как драйвер в вопросах внедрения цифровых технологий в музейном деле. Своим опытом крупнейший музей страны поделился с коллегами. В фокусе один из недавних проектов, который Эрмитаж осуществил совместно с компанией «Интеррос», — токенизация трех фресок мастерской Рафаэля, попавших в коллекцию музея во второй половине XIX века.

Эрмитаж и до этого демонстрировал новаторство. Два года назад музеем был запущен проект «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства». Это была первая нематериальная экспозиция Эрмитажа. А уже в 2023 году в рамках «Цифрового искусства» в музее решили создать клуб цифровых меценатов, что является по сути развитием эксперимента с токенизацией.

Сама суть культурного проекта «Интерроса» в следующем: для создания токенов использовались сделанные в самом начале процесса реставрации фотографии фресок. Каждому фото присвоили индивидуальный код и преобразовали в цифровой арт-объект. Далее NFT-токены поступили в свободную продажу. Проект был реализован на российской платформе «Атомайз». Покупатели цифровых активов получили эксклюзивные цифровые права на облик фресок до начала реставрации и на его этапах, а музей — средства на реставрацию других предметов из своей коллекции. Токены можно продавать, более того, их цена может со временем расти. Также цифровые изображения фресок можно экспонировать, а значит, показывать в самых отдаленных уголках страны и мира. Токены, таким образом, представляют собой интересный инвестиционный инструмент.

«Еще несколько лет назад токенизация произведений искусства вызывала правовые проблемы. На данный момент это преодолено. Токенизация служит музеям инструментом привлечения капитала», — поделился Кирилл Гаврилин, завкафедрой истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ имени С.Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств.

Многослойность

Эксперты музейной индустрии хорошо знают, что картины часто написаны поверх других. Проект «Цифровое искусство» позволяет сохранить все слои, включая первоначальный.

«Эрмитаж становится в сфере цифровизации лидером. Фрески находились под многослойными записями более поздних авторов. Эта живопись была открыта, и токенизированы все слои, в том числе XVI, XVII, XVIII веков. Расчистка этих росписей открыла совершенно новую иконографию, новые смыслы, новые жесты и какие-то новые мифологические повороты, которые, как казалось, были навсегда утрачены», — подчеркнул Кирилл Гаврилин.

Эксперт выразил уверенность, что проект продолжит развиваться, потому что не только способствует привлечению средств в музеи. Новая технология позволяет показывать уникальные цифровые экспонаты в любой точке мира. Например, проект «Мета Рембрандт» в Амстердаме — создание огромного облачного музея, где разместят более 650 работ мастера. Проект позволит попасть в музей любому человеку из любой точки мира и в любое время. К тому же есть возможность максимально приблизить любой фрагмент картины.

Совместный проект Эрмитажа и «Интерроса» уже вызвал интерес в других российских музеях.

«Два месяца назад во Владивостоке проходили Дни Эрмитажа, где также был представлен проект „Цифровое искусство». И в частности, он очень заинтересовал руководство Приморской картинной галереи», — поделился Кирилл Гаврилин.

Он предположил, что в скором времени музеи крупных индустриальных городов, где расположены площадки Эрмитажа, начнут активно перенимать опыт токенизации и новой реставрационной практики. Среди таких городов эксперт назвал Екатеринбург, Владивосток, Омск, Калугу и другие.

Новости партнёров