«Рабочие мочились нам на окна»: как проходит капремонт в центре Петербурга

Иногда Санкт-Петербург называют самой старой столицей Европы. На первый взгляд такое заявление может показаться абсурдным, ведь нашему городу всего-то 320 лет — гораздо меньше, чем Москве, Парижу, Лондону или Берлину. Однако если считать по среднему возрасту застройки исторической части города, то Северная столица России, вероятно, может считаться одним из старейших мегаполисов Европы. С одной стороны — это повод для гордости, а с другой — определенные обязательства по сохранению исторического наследия. Памятники архитектуры, стоит отметить, в Петербурге реставрируют. Но бывает, что качество работ вызывает нарекание жильцов и общественников. Об одном из таких случаев речь пойдет в нашем материале.

В конце апреля этого года пресс-служба Жилищного комитета Петербурга рапортовала о начале капитального ремонта в доме №60 на улице Некрасова. Дом Бассейного товарищества — памятник архитектуры эпохи модерна — располагается напротив Мальцевского рынка в историческом районе Пески.

Тут стоит оговориться, что с нумерацией у здания не все так просто. В одних источниках это дом с двойным номером 58-60, в других — два здания под №№ 58 и 60 с литерами и без них. Кроме того, объект имеет нумерацию по Греческому проспекту (№ 10-12) и Фонтанной улице (№ 3 или даже 3-5). Однако можно не сомневаться, что в сообщении Жилкома речь именно об архитектурном памятнике. Во-первых, в публикации есть уточнение, что работы начали в доме Бассейного товарищества, во-вторых, релиз сопровождается роликом, снятым во дворе дома.

«Необходимо отметить, что общая плановая стоимость всех трех видов работ, которые должны провести в доме Бассейного товарищества в 2023 году, более 200 миллионов рублей. Однако всего с 2014 года дом собрал взносов на сумму, не превышающую 10 миллионов рублей. Провести работы в необходимый срок позволяет система «общего котла». В этом году подрядная организация восстановит кирпичную кладку, балконы, заменит окна в парадных. Будут установлены двери из массива дерева. Срок окончания работ по договору – сентябрь 2023 года», — сообщала в конце апреля пресс-служба жилищного комитета.

Между тем, сентябрь давно прошел, а работы на объекте все еще идут, в чем лично убедился журналист «МК в Питере», прибыв на место. Выезду предшествовал звонок в редакцию: жители дома на Некрасова пожаловались на длительность ремонта и низкую культуру работ.

И так сойдет?

Глядя на фасад, можно подумать, что здание в отличном состоянии, однако мнение резко меняется стоит только зайти во двор или подняться по черным лестницам. Оказавшись во дворе дома, я становлюсь свидетелем уборки снега. Коммунальщики стараются, но процесс осложняют кучи строительного мусора.

«Конечно, очень неудобно трудиться в таких условиях. Из-за этого уборка займет времени больше, чем было запланировано», — говорят дворники.

В свою очередь занимающиеся ремонтом здания рабочие, коих в выходной день можно было пересчитать по пальцам одной руки, пытаются хоть как-то расчистить пространство от следов своей трудовой деятельности.

Тут я встречаю собственницу одной из квартир, пенсионерку Ларису Владимировну. Женщина охотно соглашается провести экскурсию по двору и своей парадной.

По словам женщины, больше всего ее тревожит потрескавшаяся стена. Уверяет: жители дома боятся ходить рядом, опасаясь получить куском штукатурки по голове. Однако на эту стену рабочие даже не смотрят.

«Столько месяцев прошло, а ничего не закончили! У нас были нормальные пластиковые окна, но не было балконов, которые много лет назад срезали из-за угрозы обрушения. А сейчас балконы восстановили и поставили деревянные двери, которые даже не отрываются! По качеству… Я даже не знаю, как это назвать. Зачем надо было так делать?! У нас лифту 100 лет, но лично мне кажется, что он лучше, тех, которые недавно поставили в других парадных. Но что меня поражает больше всего — никто не взялся за одну стен, которая покрылась трещинами и осыпается. А почему не взялись?! Потому что физически она хоть и находится в нашем дворе, но формально относится к соседнему 56-му дому, где ремонт будет еще не скоро. Почему нельзя было принять логичное решение и включить эту стену в план работ? Мало ли, какой у нее там адрес в документах. Стена находится в нашем дворе, мы под ней ходим», — жалуется Лариса Владимировна.

Вместе с жительницей захожу в парадную. На древнем лифте под заверения пенсионерки в надежности подъемного механизма поднимаемся на предпоследний шестой этаж. Здесь Лариса Владимировна показывает исписанную подростками стену и новенькую балконную дверь без ручки. Рама значительно меньше проема, огромные зазоры заделаны снизу термоизоляционной панелью, а по боками и сверху — монтажной пеной. Аналогичная картина на других этажах и в соседних парадных.

«Ладно исписали стены, я еще могу понять: подростки хулиганят, возраст у них такой, так что сержусь несильно, ведь [надписи] можно отмыть. Но вот эти пороги из утеплителя, которые установили после того, как выяснилось, что балконные двери значительно меньше проемов… А еще мне очень не нравится бардак во дворе. У нас сюда только один въезд. Машинам не проехать. А если пожар?! Как сюда к нам проедут?», — возмущается пенсионерка.

Заходите, люди добрые

Житель другой парадной Иван также жалуется на длительный ремонт. Качество работ он сравнивает с теми, что проводились в 2005 году, когда меняли окна. Мол, тогда было лучше: никаких трещин и зазоров, рамы установлены ровно, окна свободно открываются. Выглядят, кстати, как новенькие. И это несмотря на то, что ремонт выполнили почти 20 лет назад.

«Теплые окна в рамках текущего капремонта в нескольких парадных заменили на более холодные с деревянными рамами. Такое решение аргументировали тем, что здание будет соответствовать историческому облику. Но ведь надо проводить грань между практичностью и восстановлением первозданного вида. Если мороз -20 или -30 ударит, такие окна тепло не сохранят. Каким образом этом скажется на работе отопительной системы, если в парадной будет холодно?! Полагаю, что негативным. Да и балконные двери без ручек. А как их поставили! Зазоры здесь катастрофические. Рабочим сказали, что они перепутали размеры, но они на это даже никак не отреагировали, просто заделали щели монтажной пеной и соорудили пороги из теплоизоляции. Такое ощущение, что рабочих не хватает. Это большой дом, а здесь трудятся 10-15 человек. Сейчас работы ведутся очень странно. Вот недавно поставили короба и тут же их разобрали. Но самое ужасное началось, когда появились строительные леса. Вы видели туалетную кабинку у нас во дворе?! Так вот рабочим, видимо, было тяжело каждый раз туда спускаться. И некоторые люди, я прошу прощения за такие подробности, умоляли строителей не справлять малую нужду прямо в окна. И жительницы боялись, что их маленькие дети как-нибудь выглянут в окно и увидят все это непотребство! — жалуется Иван. — Кроме того, мы уже очень долго живем без домофона: парадные открыты, ворота открыты, тут у нас уже валяются бутылки, шприцы. К сожалению, сюда повадились приходить маргиналы с улица, чтобы выпивать и употреблять на лестницах»

Отмечу, перед тем как провести экскурсию, Иван зашел в квартиру за рулеткой, чтобы при мне замерить зазоры и трещины, появившийся во время капремонта. Так вот, местами ширина щелей превышает 10 см.

«До сих пор не стоят подоконники, — продолжает Иван. — Старые убрали, а новых все еще нет.

Также я побаиваюсь проходить через арку внутри двора: там сверху свисают оголенные провода. Под током они или нет, я сказать не могу, но в любом случае в темное время суток можно запутаться, зацепиться и получить травму. А если они под током и такой провод упадет, да еще и на ребенка?!»

 

В ходе экскурсии Иван показывает еще одну отремонтированную парадную. Здесь из-за протечек кровли стена на верхнем этаже пошла пузырями, потихоньку начинает образовываться плесень. Конечной «достопримечательностью», которую мой собеседник включил в свой маршрут, оказалась перевернутая клумба, которая, по словам Ивана, уже несколько месяцев используется рабочими в качестве стола.

Машина времени

Отдельную часть материала, пожалуй, стоит посвятить лифтам. В рамках капитального ремонта в доме пока обновили лишь два подъемника. Например, в парадной Ларисы Владимировны, как рассказала она сама, лифт функционирует с момента постройки дома, то есть 110 лет! Да на нем мы и поднимались на шестой этаж.

Кстати, мнения опрошенных мною жителей о безопасности подъемников расходятся. Одни побаиваются пользоваться механизмом времен Николая II, а другие уверены в работоспособности древней машины, ведь раньше «все делали на века». Как бы там ни было, сейчас в лифте, в который едва помещаются два человека, дверцы из фанеры и ДПС, а в кабине висит инструкция, разъясняющая, в какое положение нужно привести деревянные створки, чтобы лифт поехал и не застрял.

«Иногда, бывает, лифт может на полметра в шахту спуститься или наоборот сантиметров 30 лифт не доехать до пола! Застрять тут — раз плюнуть!» — сообщает мне один из жителей дома.

Но здесь подъемник хотя бы есть, и он ходит между этажами. В соседней парадной, куда меня привели местные жители, лифт давно признали небезопасным и демонтировали. За прошедшее с того момента время некоторые предприимчивые граждане успели постелить в шахте полы и обустроить кладовки. В рамках текущего капремонта лифт не восстановили, несмотря на то что в парадной проживают пожилые и маломобильные люди, которым приходится пешком подниматься на верхние этажи.

Нет проблем?

Несмотря на жалобы и замечания собственников квартир, Фонд капитального ремонта Санкт-Петербурга (ФКР) претензий к подрядчику ООО «ИнвестСтрой» не имеет. Такой вывод можно сделать из ответа, который редакция получила на официальный запрос, направленный на имя врио руководителя организации Александра Шутова. Представители ФКР заявили, что контролируют ход работ.

«Работы над фасадом по адресу ул. Некрасова, 58А ведутся в рамках договора. Текущая готовность объекта — 99%. Удлинение сроков связано с техническим состояниям фасада, скрытыми дефектами и необходимостью провести дополнительные работы. Объекты ОКН также требуют особо тщательного подхода и согласования дополнительный мероприятий с КГИОП. Подрядная организация, выполняющая работы на адресе — ООО «ИнвестСтрой». Организация имеет лицензию Минкульта на проведение работ на объектах культурного наследия. Это обязательное условие. Ремонт объекта находится в завершающей стадии. На протяжении всего процесса Фондом осуществлялся строительный контроль, гарантийные обязательства на выполненные работы составляют пять лет. В течение этого времени подрядная организация будет обязана отвечать за качество ремонта. ООО «ИнвестСтрой» — подрядная организация, которая сотрудничает с Фондом более трех лет, работает на объектах культурного наследия и домах без охранного статуса», — сообщили в пресс-службе ведомства.

При этом в ФКР отметили, что за нарушение условий договора (в том числе, при задержке сроков без объективных обстоятельств) подрядчик может быть привлечен к штрафным санкциям, вплоть до расторжения договора. Сумма собранных с подрядных организаций штрафов в 2023 году составила более 90 млн рублей.

Исключение из правил или тенденция?

Отмечу, на качество капремонта жалуются не только жители дома Бассейного товарищества. Чтобы в этом убедиться, достаточно зайти на портал «Наш Санкт-Петербург».

Так несколько жалоб на качество работ и неубранный строительный мусор оставили жители дома № 10а на Кавалергардской улице. Цитируем, оставляя авторский стиль.

«Через полгода после проведенного капитального ремонта фасада дома, весь ремонт начал отпадать. Во многих местах пошли трещины и отпадает штукатурка. С задней стороны дома проступила зеленая плесень. Если ремонт будет с такой скоростью приходить в негодность, то через пару лет, мы вернемся к плачевному виду дома», — пишет одна из жительниц дома.

«Штукатурка наружных стен здания дома 10 А, по ул. Кавалергадская осуществлена по программе капитального ремонта некачественно и в настоящее время имеет следы массового разрушения. Прошу провести гарантийные работы по устранению разрушений штукатурного слоя здания», — ранее пожаловался ее сосед.

В декабре 2023 года жалобы на портал пишут жители дома №83 на Воронежской улице. Люди сообщали о неудовлетворительном качестве работ, которые проводят при минусовых температурах.

«Облицовка уложена неровно, волнами, с нарушениями строительных норм и правил. Работы ведутся при отрицательных температурах, что не допустимо», — жаловались жильцы.

Жители дома №36а в Басковом переулке сообщали на портал осыпающуюся после ремонта плитку с балконом. Согласно комментариям, в ближайшее время подрядчика, выполнявшего работы, обяжут исправить недостатки.

Кстати, периодически в текстах жалоб встречается и название ООО «ИнвестСтрой». Так жители дома №19/15 по улице Маяковского в этом году сетовали на обрушение лепнины после работ, которые проводила эта компания. Позже Жилком отчитался об исправлении нарушений подрядчиком. На недоделанные окна жаловались жители четырехквартирного и не имеющего архитектурной ценности домика, расположенного на улице Восстания в Кронштадте. На прикрепленных снимкам окна-близнецы тех, что я видел на Некрасова. В изначальном ответе чиновников говорилось, что работы еще не завершены, однако спустя некоторое время в Жилищном агентстве Кронштадтского района отчитались: недоделки исправлены.

Собственники квартир в доме 58А (он же 60) на Некрасова с заявлениями ФКР об отсутствии претензий к работе подрядчика не согласны. Они планируют добиваться исправления допущенных в ходе капремонта огрехов. Если понадобиться — обращаясь за помощью к городским властям.

На мой субъективный взгляд улучшить качество работ и уровень контроля за ними могли бы регулярные встречи активистов дома с представителями ответственной за проведение ремонта организации. Сейчас же собственники квартир не в курсе, что капремонт затянулся из-за необходимости проведения дополнительных работ, а сотрудники ФКР могут и не догадываться, какие неудобства гражданам доставляют кучи строительного мусора во дворе и временное отсутствие домофонов. Может, не возникло бы и неприятной ситуации с неподходящими по размеру балконными рамами.

Убежден, вовремя налаженная коммуникация помогает решать если не все, то многие проблемы. Было бы желание.

Автор: Никита Нестеров

Новости партнёров