Узкие тропы с камнями и выбоинами, проход под трубами теплотрассы, где невозможно шагать в полный рост, ров, выкопанный экскаватором, уничтоженный переход через железную дорогу, гаражный кооператив, вокруг которого крутятся подозрительные личности, — все это не останавливает тех, кто решился идти пешком из Петербурга в Мурино или в обратном направлении.
Жители областного города неоднократно просили представителей власти создать благоустроенный и безопасный пешеходный маршрут, но докричаться до чиновников не смогли. В итоге люди продолжают рисковать жизнью и здоровьем, пересекая границу между городом и областью. Альтернатива, конечно, есть: до Суздальского проспекта и проспекта Культуры из Мурино можно добраться на общественном транспорте, до Гражданского — на метро. Но жители Западного Мурино говорят, что это большой крюк. Мол, быстрее пешком. Хоть и опаснее. Журналист «МК в Питере» решил пройти дорогой приключений, чтобы исследовать народную тропу и поделиться впечатлениями с читателями.
Ломать — не строить
Прежде чем начать повествование о своей прогулке, хочу сказать, что я далеко не первый, кто обратил внимание на имеющуюся проблему. О том, что народная тропа представляет опасность и ее нужно благоустроить, муринцы стали активно говорить еще в 2018 году. Местные общественники и неравнодушные жители планировали обратиться к местным, а также региональным властям. Тогда, как писали коллеги-журналисты из других изданий, ведомство, созданное для реализации проектов на границе регионов, а именно Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти, даже составило предварительную смету. Стоимость работ оценили в неподъемные для муринского бюджета 100 млн рублей. В теории поддержать идею благоустройства могли бы власти Ленобласти, проведя проект через программу «Комфортная среда». На практике ничего этого не произошло.
А после того как жители Мурино рассказали об опасной тропе телевизионщикам, ситуация ухудшилась: в середине октября этого года железнодорожную насыпь привели в надлежащее состояние, ликвидировав бетонные лестницы и выкопав глубокий ров.
В общем, услышав про риски, с которыми сталкиваются жители Мурино на народной тропе, ответственные за безопасность граждан лица решились на кардинальные действия, логично рассудив: нет тропы — нет проблем. Только вот муринцев, привыкших в любую погоду шагать по неровной извилистой дорожке, это не остановило. И стар и млад (да-да, по тропе действительно ходят семьи с детьми) добровольно лезут в траншею, со дна которой можно не заметить приближающийся поезд.
Стоит отметить, что попытка обезопасить жителей Мурино, закрыв доступ к железной дороге, их самих крайне оскорбила и раздосадовала. Пользователи сочли ликвидацию нелегального перехода за попытку изолировать и отгородить людей из Ленобласти от Петербурга. О наличии станции метро и существовании общественного транспорта любители пеших прогулок как-то разом забыли. Мол, автобусы не идут куда надо.
«А обычный подземный переход под железной дорогой построить? На это наша инженерная мысль уже не замахивается?!» — таков чуть ли не самый мягкий комментарий, оставленный одной из подписчиц паблика.
Думает ли при этом кто-то о сроках, на которые растянется согласование проекта с железнодорожниками, и о том, во сколько обойдется такая кротовая нора? Вряд ли.
Между тем ясно, что пользоваться народной тропой муринцы не перестанут. В новогодние же праздники трафик по ней, скорее всего, лишь увеличится. Не пугает граждан и штраф за переход ж/д путей в неположенном месте: а ты попробуй поймать нарушителя на ухабистой и извилистой неосвещенной тропе…
Кардинально решить вопрос могло бы появление глухого забора на месте выхода с тропы на Суздальский проспект. Но это уже территория Петербурга, который гостям всегда рад.
Пить будешь?
Чтобы прочувствовать все то, на что жалуются жители областного городка, нужно оказаться на их месте и самостоятельно пройти по тропинке преткновения. Я начинаю свой путь в Мурино на Охтинской аллее. Идти неудобно уже с самого начала — нужно смотреть, куда наступишь, так как велик шанс или провалиться в грязный сугроб, или наступить на «мину», которые здесь в избытке оставляют четвероногие друзья местных собачников. Однако спустя пару сотен метров я оказываюсь на тротуаре, ведущем прямиком под эстакаду КАД. Тут я встречаю первого колоритного персонажа — молодой мужчина лет 30 несет в руке початую бутылку, вероятно, спиртного.
«Будешь?!» — предлагает прохожий, протягивая тару (вопрос звучит скорее как принуждение, нежели дружеское предложение).
Дабы не огорчать собеседника, провожу постановочную дегустацию, незаметно зажав пальцем отверстие бутылочного горлышка.
«Вот иду, со сволочью одной поговорить хочу! Вон в том доме живет!» — делится планами собеседник, показывая рукой на одну из муринских многоэтажек.
Поймав момент, прощаюсь с собеседником и направляюсь дальше, навстречу куда большим приключениям. После пересечения с КАД пешеходам надо преодолеть теплотрассу, под которой человек ростом выше 160 см не сможет пройти, не согнувшись. Затем маршрут пролегает вдоль забора, поверх которого натянута колючая проволока. Впереди — ров. Далее — железнодорожные пути, по которым изредка ходят товарные поезда.
Первое, что стоит отметить, — тропа действительно пользуется популярностью. По ней некоторые жители Мурино водят детей на кружки или в секции на севере Петербурга. На вопрос о том, не страшно ли здесь находиться с ребенком дошкольного возраста, идущая навстречу местная жительница отвечает уклончиво. Мол, а что поделать, выбора-то нет. В разговор вмешивается ее малыш.
«Очень страшно! Я боюсь упасть», — сообщает кроха.
Добро пожаловать в Петербург!
Женщина поторопилась распрощаться, ссылаясь на спешку, а я иду дальше, миную железнодорожные пути, за которыми начинается гаражный кооператив, находящийся уже на территории Петербурга. Тут-то и происходит самое интересное. У одного из гаражей неопрятного вида парень, сидя на корточках, ковыряется в земле. Он крайне раздосадован тем, что ему помешали. Парень вскакивает, я вижу в его руке нож с длинным лезвием, которым он копался в грунте. Выкрикивая никак не связанные между собой слова и фразы, незнакомец предпочитает ретироваться. Сломя голову он несется напролом через кусты. На всякий случай по телефону сообщаю о потенциально опасном парне в полицию.
Небольшой остаток пути я проделываю без происшествий. Однако в самом конце тропы встречаю женщину, которая собирается идти в сторону Мурино. Предупреждаю ее о странном незнакомце у гаражей.
«Да что вы говорите?! С ножом?! Спасибо, что предостерегли, лучше постою, пережду! Я сама хожу тут редко, но сегодня забыла и социальную карту, и “Подорожник”, так что решила возвращаться с работы домой в Бугры пешком. Я согласна, что тут опасно. Можно споткнуться, пьяные часто ходят, но чтобы ножом махали — такого не было. Конечно, очень хочется благоустройства или хотя бы чтоб освещение было, не так страшно будет ходить в темное время суток. В Мурино и Буграх столько новостроек появилось, огромные дома. А привести в порядок тропинку никто не может», — поделилась женщина.
Собеседница продолжает свой путь, увидев, как на тропу сворачивает мужская компания более-менее приличного вида. К совету воспользоваться общественным транспортом женщина не прислушивается.
За благоустройство народного маршрута, как я писал выше, годами бьются местные общественники, однако их работа пока не дает результата. Но задор активисты не теряют.
«Это тропа пережила Советский Союз, а нынешние времена не смогла. Дошло до того, что мамы с маленькими детьми вынуждены оставлять коляски и идти с малышами на руках. Мне, как общественному активисту, об этом рассказывали недавно. Раньше там был переход, а теперь его нет. И что?! Люди перестали там ходить? Не перестали! Только теперь жители пересекают железную дорогу по необорудованному переходу. Но мы все равно продолжаем биться за благоустройство. Полгода назад проблему в очередной раз обсудили на заседании совета депутатов. Также, насколько мне известно, люди продолжают писать жалобы губернатору Александру Дрозденко», — сообщает известный в Мурино общественник Павел Самородов.
Местный депутат Михаил Игнатьев, который хорошо осведомлен о проблеме, рассказал, что народные избранники неоднократно пытались сдвинуть вопрос благоустройства тропинки с мертвой точки. Но тщетно.
«Действительно, проблема есть. Тропа и переход были всегда, и всегда они были нелегальными, народными, потому что альтернативных пеших маршрутов из Западного Мурино в Петербург нет. Действительно, мы с советом депутатов пытались легализовать и благоустроить маршрут, хотя бы ту его часть, которая проходит по территории Мурино, но городская администрация сообщила нам, что задача невыполнима. Во-первых, там идет теплосеть, а энергетики, как нам сказали, не захотели участвовать в проекте. Во-вторых, не удалось добиться поддержки и от железнодорожников, которые недавно демонтировали переход через рельсы, потому что он не отвечал требованиям безопасности. В общем, на нашем уровне эта задача оказалась практически нерешаемой», — констатирует депутат.
Выходит, как бы ни бились за благоустройство активисты и народные избранники, решить задачу своими силами, без поддержки региональных властей, у них точно не выйдет. Как минимум потому, что принять участие в разработке проекта по благоустройству существующей или созданию новой цивилизованной пешеходной дороги (с надземными переходом через теплотрассу и мостом над железной дорогой) должны несколько ведомств и организаций, которые сейчас, как лебедь, рак и щука из крыловской басни, смотрят в совершенно разные стороны.
К слову, в начале ноября на оценку в экспертизу отправился проект реконструкции Шоссейной улицы в Буграх (от 1‑го Верхнего переулка в Петербурге до самих Бугров). Согласно утвержденной документации по планировке, у обновленной дороги будут благоустроенные тротуары. А еще появятся четыре новые остановки. Однако где Бугры, а где Западное Мурино…
Автор: Никита Нестеров