Перспективы развития сектора МСП в России: у малых компаний нет стимулов расширяться

Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) в России обладает большими перспективами в развитии. Тем не менее, представителям самых малых компаний часто не хватает мотивации для активного роста. Что же влияет на нежелание бизнеса расширяться?

Агентство стратегических инициатив (АСИ) провело анализ численности и потенциала сектора МСП, который может выступить важным драйвером импортозамещения. Отмечается, что предприятия в этом секторе проявляют высокую инвестиционную и инновационную активность, а также демонстрируют значительные показатели производительности труда. Однако сектор охватывает менее 7 тысяч фирм, что составляет лишь 11% от общего оборота и бизнеса в России, а занятых в этом секторе всего 4%.

Нежелание компаний расширяться объясняется отсутствием должной мотивации и стремлением сохранить льготы для малого бизнеса. По данным АСИ, в 2022 году в России действовало 6,9 тысяч фирм МСП+, их совокупный оборот достиг 31,6 трлн рублей, а численность сотрудников превысила 2,9 млн человек. В сравнении с этим, оборот всех компаний в России, исключая МСП+, оценивается в 250 трлн рублей, а занятых в 69,1 млн человек.

В свете полученных результатов исследования, авторы предлагают разработать комплекс мер поддержки для фирм МСП+, включая стимулирование льготами при государственных закупках, помощь в экспорте и введение отраслевых протекционистских мер. Считается необходимым предоставление комплексной поддержки, которая учитывает особенности каждого этапа развития бизнеса (регрессивное налоговое стимулирование, льготное кредитование, предоставление грантов и субсидий). Информацию АСИ приводит «Коммерсантъ».