Эксперты Института Гайдара заявили об ужесточении регулирования выплаты чаевых

В исследовании Института Гайдара «Мониторинг правового регулирования цифровой экономики» отмечается ужесточение регулирования выплаты чаевых как в онлайн, так и офлайн-секторе.

Научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Мария Гирич подчеркнула в беседе с ТАСС, что в России действующее законодательство, включая законопроект о платформенной экономике, не регулирует этот вопрос. В частности, платформы O-Courier, Ozon Job, Wildberries (WB Job, WB Courier, WB Go) и «Яндекс» («Яндекс.Еда», «Яндекс.Такси») не отражают в своих офертах порядок выплаты чаевых и комиссий.

Согласно исследованию, если найм осуществляется по трудовому договору, чаевые, перечисленные напрямую официанту, считаются дарением и не облагаются НДФЛ (письмо Минфина). Однако, если чаевые поступают сначала организации, это уже не дарение, и работодатель может вычесть вознаграждение за обработку чаевых по агентскому договору. Этот подход применим и к платформам: таксопарки, работающие через платформы, могут взимать комиссию, а платформы, работающие по гражданско-правовому договору, могут выступать агентами или комиссионерами, взимая комиссию с чаевых.

В исследовании приводится пример США, где службы доставки Amazon и DoorDash были оштрафованы за невыплату чаевых водителям. Amazon, по данным исследования, с 2016 года использовала чаевые для субсидирования почасовой оплаты труда, обещая водителям полную выплату чаевых, но на деле направляя часть их на снижение собственных расходов.

FTC обязала Amazon вернуть водителям 61 млн долларов и выплатить 3,95 млн долларов округу Колумбия за обман потребителей. Аналогичную схему, с использованием «гарантированной оплаты», применяла компания DoorDash.

Новости партнёров