Невская мануфактура-2: в Петербурге пламя выжгло исторический мясокомбинат «Самсон»

«Удобные» или не очень пожары в исторических зданиях приводят к множеству вопросов чиновникам.

Второй месяц весны завершился для Петербурга крупным пожаром: вспыхнул первый советский мясокомбинат. Здание Ленинградского мясокомбината насчитывает 90-летнюю историю. С 90-х в нем работало АО «Самсон», однако с 2000-х завод опустел. Несмотря на то, что постройка признана выдающимся памятником ленинградского конструктивизма, она почему-то находилась, похоже, в аварийном состоянии и, можно сказать, мученески погибла в огне. Известие о пожаре на заводе заставило петербуржцев вспомнить историю Невской мануфактуры.

В минувшую субботу, 29 апреля, жители новостроек по Московскому шоссе заметили столб черного дыма в воздухе. Как оказалось, пламя охватило здание бывшего Ленинградского мясокомбината имени С. М. Кирова, он же мясокомбинат «Самсон». Постройка практически заброшена больше 20 лет несмотря на то, что имеет статус архитектурного памятника. С возгоранием на площади в 200 кв. метров боролись 7 единиц техники и 28 специалистов МЧС.

Как отмечают горожане, случаи пожаров в заброшенных исторических зданиях – не редкость. Комбинат уже горел в ноябре прошлого года. Нынешнее происшествие также заставило петербуржцев вспомнить о другом крупном пожаре в стенах памятника промышленной архитектуры. Невская мануфактура полностью сгорела 2 года назад, следствие считает виновными руководство комплекса.

«Здания-памятники, особенно памятники промышленной архитектуры, не охраняются надлежащим образом, и это вызывает ряд негативных моментов, в том числе, их возгорания и пожары»,

– прокомментировал ситуацию представитель Движения гражданских инициатив, политический и экономический аналитик Владимир Соловейчик.

Однако даже наказание виновных не изменит факт, что культурное наследие города понесло утрату. Примечательно, что еще до возгорания собственник разрабатывал проект строительства жилья на территории завода. После происшествия суд обязал его восстановить здание, однако фактически на месте пепелища собираются возводить 335 тыс. кв. м жилья, школу, детские сады, поликлинику и иные объекты. Активисты считают, что ответственность за памятники на территории бывшего производства несут чиновники.

«Возгорания продолжатся до тех пор, пока безответственность чиновников и их круговая порука не будут прекращены. Мы не знаем примеров, чтобы кто-то из должностных лиц отвечал за ущерб, нанесенный зданию-памятнику, был реально наказан»,

– заявил Владимир Соловейчик.

Претензии к администрации города вызваны не только пожарами, но и в целом острой ситуацией вокруг сохранения культурного наследия. Текущая позиция КГИОП в строгом разделении на исторические здания и здания-памятники многих настораживает. По мнению чиновников, возраст постройки – еще не повод для охранного статуса. Однако ситуация с охраной уже признанных ОКН ничуть не лучше. Так, здание Конюшенного ведомства в 2010 году закрыли на реконструкцию, которая не проведена по сей день.

История архитектурного комплекса на Конюшенной площади известна всем петербуржцам. При закрытии ОКН на ремонт была анонсирована реконструкция в отель. Позже город изменил решение. Несколько лет длились поиски инвестора, который бы сделал из Конюшенного популярное общественное пространство. Хотя предложений поступило даже несколько, всем желающим отказали. Позже здание включили в программу, предполагающую восстановление аварийного ОКН силами инвестора с последующей льготой на аренду в течение 49 лет.

Однако даже этот вариант не помог – суд признал итоги торгов недействительными. Инициатором разбирательств с победителем и КИО стали компании, которым отказали в участии в торгах, по их мнению, на незаконных основаниях. Градозащита также не раз отмечала, что действия чиновников направлены не столько на защиту памятников, сколько на лоббирование интересов определенных компаний. Например, в прошлом году многие спорные вопросы по историческим зданиям завершились отказами им в ценности. Следствием стали сносы под застройку многоквартирными домами. Ранее во время годового отчета губернатора в Законодательном Собрании депутаты подняли данный вопрос. В КГИОП заявили, что в «правительство не берут на работу людей с раздвоением личности», которые бы действовали настолько противоречиво. Однако происходящие события наводят активистов на мысли об обратном.