Экспорт российского угля через южные и северо-восточные порты стал нерентабельным. Поставки через терминалы Дальнего Востока едва удерживаются на грани окупаемости.
Как сообщают «Ведомости», мировые цены на энергетический уголь из России опустились до трехлетнего минимума. Это связано с падением спроса на рынках Индии и Китая, начиная с 2021 года. Цены на уголь с калорийностью шесть тыс ккал на килограмм на базе FOB «Дальний Восток» упали до 95 долларов за тонну, сократившись на 6% с начала текущего года. Кроме того, уголь с пониженной калорийностью — 5,5 тыс и пять тыс ккал на килограмм снизил цену на 7% и 13% соответственно, до 86 и 67 долларов за тонну.
Цены на экспорт российского угля оказались на уровне, который делает его продажу неприбыльной, сообщает Центр аналитических исследований. Нетбэки, экспортные цены за вычетом транспортных расходов, в портах на севере и юге страны стали отрицательными. К началу апреля в Таманском порту нетбэк составил потери на 7 долларов за тонну, а в балтийских портах — на 6 долларов за тонну.
Даже при поставках угля калорийностью в пять тыс ккал через порты на Дальнем Востоке нетбэк опустился в минус на 5 долларов за тонну. Однако для более калорийного угля с поставками через порты нетбэки остаются положительными: 13 долларов за тонну для угля с калорийностью в 5,5 тыс ккал и порядка 22 долларов на уголь калорийностью шест тыс ккал.
Одна из компаний угольной промышленности подчеркнула, что из-за снижения спроса в сезон и общего уменьшения потребления в Европе, поставки топлива из Колумбии, Южной Африки и США на азиатские рынки увеличивают конкуренцию и приводят к дальнейшему падению цен.