Санкт-Петербург отмечает 109-летие запуска первой русской электрички, которая соединила Нарвские ворота и Ораниенбаум. Это событие стало значимой вехой в истории транспортной системы города и послужило толчком к популярности побережья Финского залива, которое быстро завоевало признание жителей как места для отдыха и дачного строительства.
Для обслуживания нового маршрута было построено депо Княжево, ныне преобразованное в Трамвайный парк № 8. В сохранившемся здании бывшей Княжевской подстанции располагается музей Оранэлы, который бережно хранит и демонстрирует богатую историю маршрута и его значение для города. Строительство электрической линии началось в 1913 году с выпуска облигационного займа «Общества Ораниенбаумской электрической железной дороги». К 1920 году линия была электрифицирована, что позволило продлить маршруты в сторону Стрельны.
В 60-х годах Оранэла стала первой скоростной трамвайной трассой в СССР благодаря внедрению технических инноваций, направленных на ускорение движения. Однако во время Великой Отечественной войны движение на линии было прервано, и восстановительные работы начались только в 1949 году. В настоящее время трамвайный маршрут № 36, являющийся преемником Ораниенбаумской электрической линии, продолжает оставаться актуальным в жизни петербуржцев, активно обновляется подвижной состав, что позволяет сохранить историческую память маршрута для будущих поколений. К юбилею был организован XI конкурс детского рисунка «Трамваи и троллейбусы в городе на Неве», посвященный маршруту Оранэлы.
Церемония награждения победителей прошла в конце августа 2024 года с участием вице-губернатора Петербурга Кирилла Поляков и председателя Комитета по транспорту города Валентина Енокаева. Глава Комтранса подчеркнул важность конкурса в повышении интереса к городскому электротранспорту и подчеркнул, что участники имели возможность выразить свои мысли о прошлом и настоящем Оранэлы.
По словам Енокаева, юные художники отразили как исторические моменты, так и современность трамвайного маршрута № 36. В этом году Горэлектротранс восстановил историческое название «Оранэла» для маршрута и провел полное обновление подвижного состава на Стрельнинской линии, получив 32 современных вагона «Витязь-М» и «Богатырь-М».
Отметим, что время в пути от Балтийского вокзала до Ораниенбаума составляет 50–60 минут. Проезд стоит 87 рублей на обычный поезд и 104 рубля на комфортабельную «Ласточку».